ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. Общие положения
  2. Библиотека является структурным подразделением учреждения образования, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
  3. Библиотека Государственного учреждения образования «Погостская средняя школа Солигорского района» относится к категории специальных библиотек.
  4. Деятельность библиотеки учреждения образования отражается в Уставе.

 

  1. Цели и задачи библиотеки учреждения образования
  2. Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

 

  1. Организация деятельности библиотеки
  2. Библиотека руководствуется в своей деятельности законами Республики Беларусь, решениями соответствующего органа управления образования, уставом учреждения образования, положением о библиотеке, которое утверждено директором школы.

 

  1. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
  2. За организацию деятельности библиотеки отвечает библиотекарь, который является членом педагогического коллектива, входит в состав педагогического совета. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором учреждения образования.
  3. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке учреждения образования и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем учреждения образования.
  4. Школа песет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
  5. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

 

  1. Должностные обязанности библиотекаря
  2. Организует работу библиотеки образовательного учреждения, несет ответственность за деятельность библиотеки, управление образования в пределах своей компетенции:

разрабатывает и корректирует Положение о библиотеке учреж­дения образования, Правила пользования библиотекой, планы и отчеты в соответствии с планом учебно-воспитательной работы учреждения образования, график работы и расписание работы библиотеки, предоставляет их на утверждение директору учреждения образования;

ведет библиотечную учетно-финансовую документацию: книги суммарного учета; инвентарные книги; дневник работы библиотеки, тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных: акты и накладные на поступление и списание документов; акты о проведении инвентаризации и проверок фонда; папка актов движения фондов; журнал учета справок, регистрационная картотека периодических изданий и несет ответственность за ее достоверность;

использует в работе технические и информационные средства, новые информационные технологии;

обеспечивает режим работы библиотеки в соответствии с потребностями и спецификой учреждения образования;

отвечает за эстетику оформления библиотечного помещения.

  1. Формирует и организует библиотечный фонд:

осуществляет комплектование документов и их учет (прием, выдачу, выбытие);

организует техническую и аналитико-синтетическую (класси­фикацию, каталогизацию) обработку полученных документов; обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в соответствии с библиотечно-библиографической классификацией;

оформляет библиотечный фонд с помощью полочных и 6уквенных разделителей, полочных и стендовых выставок;

организует фонд особо ценных документов;

изучает и анализирует состав фонда и его использование;

предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе, принимает меры для своевременного возврата документов;

осуществляет выявление утративших научно-познавательную ценность (устаревших) и ветхих документов, их своевременное списание по установленным нормам и правилам;

обеспечивает контроль за выданными читателям документами;

проводит периодические проверки фонда;

осуществляет оформление подписки на периодические издания (в том числе электронной), контроль над доставкой и ре­гистрацию.

  1. Организует, ведет, редактирует справочно-библиографический аппарат библиотеки учреждения образования (каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы, информационные материалы) традиционных и машиночитаемых носителях и несет ответственность за его состояние.
  2. Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале:

осуществляет перерегистрацию читателей в начале учебного года;

развивает информационно-библиографическую грамотность педагогов и учеников в рамках консультаций или специально организованных занятий;

способствует продвижению лучших образцов документов;

информации с помощью тематических подборок, книжных выставок, стендов, уголков информации;

организует совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу с учащимися по пропаганде книги;

сопровождает учебно-воспитательный процесс информационным обеспечением педагогов.

 

  1. Формирует библиотечный актив и проводит работу с ним.
  2. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

 

  1. Права библиотекаря

Библиотекарь имеет право:

самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать ее, исходя из общего плана работы учреждения образования;

участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета учреждения образования;

принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности;

давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам лицей по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой;

знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

вносить предложения руководителю учреждения образования по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей библиотеки;

периодически повышать квалификацию путем прохождения курсов или иным способом.

Также библиотекарь имеет право:

на защиту профессиональной чести и достоинства;

на представление к различным формам поощрения, наградам, предусмотренным для работников образования.

 

  1. Ответственность библиотекаря

Библиотекарь несет ответственность:

за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения - в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь;

за неисполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования, законных распоряжений директора или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей - дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством;

за виновное причинение учреждению образования или участникам образова­тельного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей - частичную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

 

  1. Взаимоотношения, связи по должности

Библиотекарь:

  1. Получает от директора учреждения образования, заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами.
  2. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучавшихся (лицами, их заменяющими), систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками гимназии.
  3. Согласовывает работу библиотеки учреждения образования с методическим кабинетом.
  4. Взаимодействует с централизованной бухгалтерией по вопросам финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета.
  5. Взаимодействует с организациями по вопросам приема-сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.

 

Библиотекарь                                                                     Л.Л.Дуденко