ШКОЛА-ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ

Проект «Школа – территория здоровья»


Проект «Школа – территория здоровья»

Цель: формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному и физическому здоровью как к важнейшей духовно-нравственной ценности; создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, учащихся и их законных представителей к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

  • Обеспечение благоприятной окружающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, обеспечивающей формирование навыков здорового образа жизни.
  • Создание условий для формирования у учащихся потребности в сохранении собственного здоровья.
  • Воспитание ответственности учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих.
  • Формирование мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонений и ухудшений в состоянии здоровья и дезадаптации в обществе.
  • Повышение информированности учащихся, законных представителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков.
  • Укрепление связей с законными представителями, активное их привлечение к работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся
  • Активное привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья иных заинтересованных организаций и специалистов.
  • Развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Ожидаемые результаты от реализации проекта

В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:

- повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике заболеваний (определение путем проведения анкетирования);

- улучшения показателей здоровья: снижение заболеваемости ОРВИ; отсутствие динамики распространенности школьно обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки); увеличение численности учащихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья. 

Концепция проекта

Изучение феномена здоровья человека открывает поразительные противоречия человеческой природы: 1) люди хотят быть здоровыми и мало что для этого делают; 2) знают, что следует делать для улучшения здоровья и не делают; 3) знают, чего не следует делать для сохранения здоровья и продолжают это делать; 4) дают другим советы, как быть здоровыми, которым сами не следуют; 5) идут лечиться к врачам и часто им не доверяют; 6) желают друг другу здоровья и совершают действия, разрушающие здоровье тех, кому они его недавно желали; 7) просят совета, но, получив его, ему не следуют; 8) чаще всего имеют представление о здоровом образе жизни, а «здоровую» жизнь не ведут. Наряду с обозначенными антиномиями можно наблюдать и противоречия другого порядка: 1) XX и начало XXI века характеризуются, с одной стороны, значительным прогрессом медицинской науки и практики, а с другой стороны, резким ухудшением здоровья населения цивилизованных стран; 2) медицина «побеждает» одни болезни, однако на смену им тут же «приходят» другие, более грозные, причинная обусловленность которых зачастую выходит далеко за рамки биологической природы человека. Все это, по-видимому, можно считать причиной недостаточно полной разработки в XX веке понятия «здоровый образ жизни», которое в настоящее время получило широкое распространение и активно употребляется как в науке, так и в обыденной жизни.

Принято считать, что здоровье человека определяется, по крайней мере, четырьмя факторами:

1) генетической конституцией человека;

2) состоянием окружающей его природной и социальной среды (в том числе и уровнем материального благополучия общества);

3) образом жизни (и в том числе уровнем культуры и образованности человека);

4) уровнем развития медицинской науки и практики. 

Это позволяет сделать ряд выводов. Согласно первому, больное поколение не может воспроизвести здоровое потомство; согласно второму, людям следует пользоваться благами природы, помня о своей принадлежности к ней, и согласно третьему выводу, людей, а особенно детей можно и нужно учить быть здоровыми через воспитание соответствующего поведения и целенаправленное формирование у них положительной установки на активное поддержание своего здоровья в течение всей жизни. Решение данной глобальной задачи возможно при наличии специального общественного института. Считается, что таким институтом для человека в первую очередь является семья, условия проживания в которой обеспечивают ему воспитание навыков поддержания здоровья. Однако содержание этих навыков ограничивается, как правило, выполнением общепринятых гигиенических процедур, обеспечивающих уход за телом. Отсюда можно заключить, что современная семья в малой степени готова к решению проблемы здоровья детей. Причины этого видятся, во-первых, в недостаточной, чаще всего ограниченной только медицинскими аспектами компетентности родителей в вопросах здоровья; во-вторых, в отсутствии в обществе, и в том числе в семье, среды, которая бы обусловливала именно здоровый образ жизни; и, в-третьих, в отсутствии в обществе механизмов, обеспечивающих гарантированное формирование у индивидов потребности в здоровом образе жизни.

Таким образом, очевидно социальное противоречие между общественной значимостью индивидуального здоровья каждого человека как определяющего условия развития общества и недостаточной деятельностной активностью личности в укреплении своего здоровья, что является фактором, тормозящим это развитие.

Следовательно, для разрешения данного противоречия необходимы действия, направленные на формирование положительного отношения личности к своему здоровью как условию его полноценной, то есть счастливой и успешной жизни, а также важна целесообразная система обучения человека, и в первую очередь растущего, здоровому образу жизни.    В современных условиях такая система обучения может быть обеспечена в рамках школы, через которую проходит сегодня преобладающее большинство детей. Кроме того, со школой связан практически и каждый взрослый, если он является родителем. Причем длительность этой связи определяется временем обучения в школе его детей. Данный факт позволяет школе ставить и решать задачи аналогичного обучения и по отношению к родителям, дети которых являются ее учащимися.

В основе педагогического проекта лежат следующие принципы и подходы:

Аксиологический подход, предполагающий изменения мировоззренческих установок участников, как в личностной, так и профессиональной сферах, рассматривающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из главных ценностей человеческого бытия.

Деятельностный подход, позволяющий выстроить необходимую практическую деятельность учителя и учащегося через активные формы обучения и воспитания и активное взаимодействие и направленную на реализацию здоровьесберегающего   образовательного   процесса;

Системный подход, который рассматривает образовательное учреждение как управляемую систему и позволяет организовать необходимые, задаваемые целеполаганием изменения в образовательном процессе для реализации здоровьесберегающей направленности через создание педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное управление элементами системы на основе мониторинга получаемых результатов, что позволяет   оценивать   эффективность   достижения   поставленных целей.

Реализация проекта «Школа- территория здоровья» может стать существенным вкладом в развитие здоровьесберегающих идей и практики их реализации в образовательных учреждениях нашего города.

 

Информация о ходе реализации межведомственного информационного проекта «Школа – территория здоровья» в 2021/2022 учебном году

Информация

о ходе реализации межведомственного информационного проекта

«Школа – территория здоровья» в 2021/2022 учебном году

в Государственном учреждении образования

«Погостский учебно-педагогический комплекс

детский сад-средняя школа Солигорского района»

     Учреждение образования участвует в реализации проекта «Школа – территория здоровья» на 1 ступени функционирования: «Школа, пропагандирующая здоровье».

В 2021/2022 учебном году продолжалась реализация проекта.

       В сентябре 2021 года Полупановой С.Г., ответственной за здоровый образ жизни, совместно с Гуринович А.И., заведующей Погостской амбулаторией, был произведен анализ состояния здоровья воспитанников детского сада и учащихся 1-11 классов. Согласно результатам прохождения медицинской комиссии Гуринович А.И. дала рекомендации по сохранению здоровья учащихся классным руководителям, учителям физической культуры, законным представителям на начало учебного года. На протяжении учебного года медицинский работник продолжила контроль за состоянием здоровья обучающихся, а также за выполнением рекомендаций, данных в сентябре. На контроле был вопрос о прохождении учащимися плановых медицинских осмотров.

       В течение года с целью профилактики заболеваемости было предложено учащимся оздоровление в санатории (1 учащийся), в санаторных школах-интернатах (2 учащихся), в школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием в каникулярный период: 15 учащихся (ноябрь), 15 учащихся (декабрь), 12 учащихся (март), 10 учащихся (июнь). Запланирован также отдых учащихся в детских оздоровительных лагерях с круглосуточным пребыванием «Журавушка» и «Дубрава» в период летних каникул.

       В учреждении образования ведется регулярная трансляция роликов по здоровому образу жизни на переменах: «Здорово здоровым быть!», «Я за жизнь без вредных привычек!», «Вредным привычкам - НЕТ!». На сайте учреждения образования размещается актуальная информация по здоровому образу жизни, вкладка «ЗОЖ».  Постоянно обновляется информация на стендах «Здаровы лад жыцця», «Азбука здароўя», «Куточак здароўя». Популяризации здорового образа жизни ведется в группе «Погостский УПКДССШ» в социальной сети «ВКонтакте». В учреждении образования издается печатное издание газета «Школьная планета» с материалами по здоровому образу жизни. Постоянно изготавливается печатная продукция (буклеты, листовки) по пропаганде здорового образа жизни. Изготовлено наглядных информационных материалов: памятка родителям «Сохраним здоровье наших детей!», 30 штук; листовка «Выбор за тобой!», учащимся 1-11 классов, 40 штук; памятка для молодежи «Я выбираю здоровый образ жизни!» 20 штук; «Свое завтра ты выбираешь сам!» - 25 буклетов; «Неразрешимых ситуаций нет» - 25 буклетов. Консультации по вопросам ведения здорового образа жизни, сохранения здоровья проводятся специалистами СППС.

      В течение 2021/2022 учебного года в учреждении образования проводилась физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа: были организованы Дни здоровья, когда учащиеся не только посещали спортивные мероприятия, но и получали в игровой форме полезную информацию о профилактике заболеваний, разгадывали кроссворды, участвовали в викторинах, конкурсах рисунков.

     Большое внимание в этом учебном году уделялось проведению информационных дней совместно с работниками Погосткой врачебной амбулаторией общей практики учреждения здравоохранения «Солигорская центральная районная больница». Медицинскими работниками проводились профилактические беседы по актуальным вопросам профилактики заболеваний.

      Проходили оздоровительные мероприятия в рамках тематических недель: Неделя спорта и здоровья, Неделя профилактики вредных привычек и СПИДа, Неделя правовых знаний, Неделя здорового питания, Неделя профориентации, Неделя семьи.

       10.09.2021 было проведено видеозанятие «Мы выбираем ЗОЖ» в рамках информационно-профилактической акции «ЗОЖ: здОрово, здорОво!». В рамках акции прошел школьный этап районного конкурса плакатов «Выбираем сердцем», посвященный профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Во время мероприятия волонтеры-десятиклассники разработали и изготовили плакаты с информацией об основных болезнях системы кровообращения и мерах профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

        К Всемирному дню некурения 19.11.2021 в учреждении образования прошла акция «Время бросить курить» по профилактике табакокурения как фактора риска развития онкологических заболеваний. Охват участников акции: учащиеся старших классов, законные представители, работники учреждения образования. 22.04.2022 для учащихся старших классов и для работников учреждения образования было проведено видеозанятие о вреде для здоровья вейпа, кальяна, айкоса, сигарет «Курение: взгляд изнутри». 31.05.2022 прошел туристический слет, приуроченный ко Всемирному дню против курения.  В учреждении образования также изданы локальные документы о запрете курения на территории.

     В 2021/2022 учебном году продолжалась работа по профилактике распространения коронавирусной инфекции согласно Методическим рекомендациям Министерства здравоохранения, проходили мероприятия ко Дню профилактики гриппа и ОРЗ. Например, акция «Под знаком «Здоров».  Классными руководителями были проведены классные часы: «Витамины на тарелке», «Азбука здоровья», «Интервью у своего здоровья», «Школа здоровья»; информационные часы, посвященные профилактике гриппа и COVID-19 «Осторожно, вирусы!»; внеклассные мероприятия: «Аукцион знатоков здоровья», конкурсно-игровая программа «Мы за здоровый образ жизни», игровая программа «Быть здоровым – это важно!», игра-путешествие «Здоровый образ жизни». Учащиеся 4 класса разработали и нарисовали памятки «Профилактика вирусных заболеваний», которые вручили учащимся 1 и 2 класса.

         Врач общей практики Погостской амбулатории Гуринович А.И. проводила с учащимися 1-11 классов и с воспитанниками дошкольной группы минутки здоровья профилактической направленности. Была проведена работа с родителями на тему «Профилактика респираторных инфекций у детей» посредством родительских чатов классов в Viber.

    Проблеме профилактики инфекций, передающимся половым путем, были посвящены интерактивные занятия «Ответственное сексуальное поведение», «Сохранение репродуктивного здоровья», видеозанятие «Тайна природы женщины». Занятия проводились по принципу «Равный обучает равного» с использованием пособия «Модули волонтеров равного обучения для проведения занятий со сверстниками».

     За 2021/2022 учебный год прошли информационные консультации: «Чистые легкие», «Детский алкоголизм. Факторы риска», «Признаки употребления курительных смесей», «Добро и зло начинаются в семье», «Зависимости, которые вредят жизни», «Наркотики – путь в никуда», «Как сохранить и укрепить здоровье», «Как сохранить и укрепить здоровье». По данным темам были проинформированы законные представители учащихся.

     Международному дню борьбы с наркоманией были посвящены акция «Свое завтра ТЫ выбираешь САМ», классные часы «Как не стать жертвой наркомании», «Проблема наркомании в средствах массовой информации». Девятиклассники приняли участие в республиканском смартмобе по профилактике наркомании среди несовершеннолетних «Выбери свою альтернативу!» - создание видеоролика и размещение в видеоплатформе ТikTok – и получили диплом II cтепени.

      В 2021/2022 учебном году были организованы и проведены мероприятия, направленные на повышение статуса и престижа семьи в обществе, формированию духовно-нравственных ценностей, профилактики правонарушений. 15.04.2022 прошла встреча с иереем Евгением Ткачевым, клириком Прихода Храма святой великомученицы Варвары г.Солигорска.

       С 10.05.2022 по 14.05.2022 в рамках Недели семьи была организована выставка в школьной библиотеке «Семья – начало всех начал», конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами ребенка», выставка поделок «Семья вместе – душа на месте», проведена акция «Мудрые мысли о семье», организована консультация для родителей «Родители и школа – партнеры в воспитании», проведен конкурс чтецов «Стихи о семье», классные часы: «Семья вместе – душа на месте» (конкурсно-игровая программа), «О мире, семье и любви» (викторина), информационные часы: «При матушке – тепло, при батюшке – добро» (диалог), «Родительский дом – начало начал» (видеожурнал), «Современная семья. Правовой аспект» (дискуссия), фотовыставка «Семья – моя радость». 15.05.2022 прошла встреча с иереем Дмитрием Веремейчиком, настоятелем прихода Благовещения Пресвятой Богородицы аг.Старые Терушки. Охват участников: учащиеся, педагоги.

      В учреждении образования создан и работает родительский клуб «Здорово жить!», в план которого включены вопросы формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, распорядка дня. Вопросы сохранения здоровья учащихся рассматривались на общешкольных родительских собраниях. На собрания были приглашены с выступлениями врач общей практики Гуринович А.И. («Влияние вредных привычек на детский и подростковый организм», «О профилактике вирусных инфекций, в том числе COVID-19. О прохождении медицинских осмотров учащимися», инспектор ИДН Тышковец А.В. («Безопасность детей»).

       В июне 2022 года в учреждении образования функционировал лагерь с дневным пребыванием детей «Здрайверы». С детьми проводились Минутки здоровья «О вредных привычках и о здоровом образе жизни», «Как сохранить зрение?», «Чистые руки», «Осторожно, клещи!», «Питаться нужно правильно», «Зарядка – залог здоровья»; конкурс рисунков «Здоровье в наших руках», игровая программа «Путешествие по стране здорового образа жизни», спортивный час «Мы за ЗОЖ»; проводились игры на свежем воздухе.

      В 2021/2022 учебном году была организована работа спортивных секций «Пулевая стрельба». «Мир шашек и шахмат», «Легкая атлетика» и факультатив «Шахматы в школе», которые посещали 100% учащихся. Третьеклассники посещали бассейн в государственном учреждении образования «Физкультурно-спортивный клуб Солигорского района».

       С целью привлечения учащихся и их законных представителей к проблеме профилактики гриппа и ОРВИ и ходе вакцинации   в предэпидемический период перед родителями и учащимися выступали врач Погостской амбулатории Гуринович А.И.

       В апреле 2022 года было проведено анкетирование согласно Методическим рекомендациям Министерства здравоохранения с целью отслеживания результативности реализации проекта.

      Информация, посвященная актуальным проблемам сохранения и укрепления здоровья и ходу реализации проекта за истекший период, размещалась на стенде «Школа – территория здоровья» и на соответствующей странице Интернет-сайта учреждения образования.

 

Ответственный за ЗОЖ                                                    Полупанова С.Г.

 

свернуть