Работа с высокомотивированными учащимися

Советы педагогам

Советы педагогам по работе с одаренными детьми

1. Главное – поощрение – главный витамин для
такого ребенка.

2. Подхватывай мысли учащегося и оценивай их
тут же, подчеркивая и оценивая их и т.п.

3. Усиливай впечатлительность детей на новое в
его области интересов.

4. Поощряй оперирование идеями, материалом,
предметами. Ребенок должен практически решать
исследовательские задачи.

5. Учи систематической оценке каждой мысли.
Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.

6. Не настаивай на запоминании схем, формул,
одностороннего решения, где имеется много способов.

7. Культивируй творческую атмосферу. Учащиеся должны
знать, что творческие предложения, мысли их встречаются
с признанием, принимаются и используются.

8. Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к понятиям,
мыслям.

9. Учи детей ценить свои и чужие мысли.

10. Развивай у ребенка терпимость к насмешкам и
агрессии ровесников и уверенность в себе.

11. Стимулируй и поддерживай инициативу ребенка,
его самостоятельность. Подбрасывай проекты, которые
могут увлечь.

12. Подбрасывай интересные факты, случаи, технические
и научные идеи.

13. Развивай у детей терпимость в учении.

свернуть

Роль предметных олимпиад

«Предметные олимпиады  как средство развития одаренных детей»

Олимпиады возникли в Древней Греции как состязание в ловкости, силе, красоте. Первая олимпиада состоялась в 776г.до н.э. Олимпиады проводились в Олимпии один раз в четыре года вплоть до 394 г.н.э., когда были запрещены в связи с распространением христианства. Вновь олимпиады возродились в 1896 году. Хорошо известна любовь к состязаниям в решении задач как на Руси, так и во многих других странах. В России конкурсы по решению задач начали проводиться с 1886 года, в Венгрии и Румынии- с 1894 года, в других странах значительно позже. В 1934 году была проведена первая математическая олимпиада школьников в Санкт-Петербурге, а в 1935 году в Москве.

После Великой Отечественной войны в проведение олимпиад включились многие города и республики СССР. В 1950 году впервые была проведена олимпиада в Беларуси, которая имела большое значение при решении проблемы математического образования в стране. Каждая олимпиада была насыщена экскурсиями, встречами и завершалась торжественным награждением победителей.

Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Олимпиады служат также развитию творческой инициативы ребенка.

У учащихся  имеется большое желание проверить свои силы и способности. Их привлекает возможность добровольного участия в соревнованиях, необычность всей обстановки на олимпиаде.

Дух соревнования заложен в детях, поэтому они желают посоревноваться со своими товарищами.

Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики зачастую проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

Любой участник олимпиады желает добиться лучших результатов. Ученики активно работают в различных  кружках, принимают участие в занятиях по интересам, посещают стимулирующие и поддерживающие занятия. Они с удовольствием решают задачи, выполняют различные упражнения, читают рекомендованную литературу и т.д. Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся по параллелям.

Принципы подготовки и проведения олимпиад:

систематическое проведение внеклассной работы по предметам, которые включены в олимпиадное движение;

обеспечение регулярности проведения олимпиад;

серьезная, содержательная и интересная подготовительная работа перед проведением каждой олимпиады;

организация  и проведение отборочного и основного тура олимпиады;

четкая организация проведения олимпиад;

интересное содержание предметных соревнований;

организация анализа результатов олимпиад.

Обучение и воспитание одаренных детей является важным направлением в современной образовательной среде. Именно одаренные дети пополняют ряды национальной элиты нашего государства и способствуют экономическому и культурному развитию страны.

В обществе существует некоторая настороженность по отношению к одаренным детям, связанная с недопониманием их уникальности. Многие считают, что одаренные дети  не нуждаются в поддержке, поскольку достаточно талантливы и способны на самостоятельное развитие.

На самом деле такие дети испытывают потребность в эмоциональном комфорте, независимости, признании их собственной значимости.

Одаренного ребенка часто сравнивают с губкой, которая впитывает разнообразную информацию, но зачастую забывают о его уязвимости, чувствительности, эмоциональности.

Одаренные дети все воспринимают и на все реагируют, болезненно переживают неудачи. Собственную деятельность они оценивают взрослыми мерками.

Одаренные дети отличаются друг от друга степенью одаренности, познавательным стилем, сферами интересов. Поэтому перед педагогом стоит большая проблема по раскрытию потенциала ребенка, отбору содержания, форм и методов в сфере организации учебно-воспитательного процесса, созданию условий для работы с одаренными детьми.

Важнейшим средством развития личностных особенностей ребенка возраста является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Проведение олимпиад помогает учителю показать ученикам значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

Понимание сути одаренности  исключительно важно.

На развитие одаренности и ее своеобразие влияет много факторов. К основным факторам (Мюнхенская многофакторная модель одаренности) относятся:

личностные характеристики;

характеристики окружения;

мотивация достижения;

ожидание успеха;

готовность к напряжению;

стремление к знаниям;

критические события жизни;

способность к преодолению стресса;

ролевые ожидания по отношению к высокой одаренности;

успешный и неуспешный опыт;

образование родителей;

микроклимат в семье, в классе, на уроке.

Согласно модели одаренных детей отличают:

высокоинтеллектуальные способности;

креативность (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления);

быстрое усвоение и выдающаяся память;

интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;

высокая личностная ответственность;

убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;

позитивная система представлений ребенка о самом себе, связанная с адекватной самооценкой.

свернуть

Памятки

Памятка

по организации учебной работы, направленной на развитие творческого начала школьников

 

1.Систематически применяй задания, требующие выдумки, фантазии, воображения,

 Помни, что самостоятельная систематизация, схематизация, составление опорных конспектов - тоже творчество. Творчество на уроке может быть не только в содержании, но и в форме подачи и закрепления знаний - именно это позволяет составлять кроссворды, чайнворды, опорные сигналы и т.п., считать их средством творческого развития. Применяй на уроках ролевые игры, но помни, что они учат прежде всего не интеллектуальному творчеству, а творческому поведению.

 Перевод учебного материала из одной формы в другую - понятие в образ, слово в рисунок, рисунок в движение и т.п. - тоже творчество.

2. Не «загоняй» учеников в творчество, создавай ситуации, позволяющие ребятам выполнять или не выполнять творческие задания (необязательные), выбирать.

3. Не забывай, что творчеству учат. Учи творчеству, используя для этого идеи и приёмы ТРИЗ, школы «Эйдос», другие тренинги развития воображения.

4. В творческих заданиях оценивай не только результат - знание, но и результат - оригинальность.

Памятка

учителю-предметнику по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности

  1. Ознакомиться с данными психологического исследования:
  • ведущий тип памяти;
  •  мышление, внимание;
  •  круг интересов;
  •  професссиональная направленность.

 

2. Консультирование с классным руководителем по вопросам:

  • успеваемости;
  • уровня трудности заданий;
  • круга интересов;
  • индивидуальных особенностей школьников;
  • организации учебного процесса.

 

3. Организация индивидуальной работы на уроке:

  • определить меру трудности задания;
  • разработать индивидуальный план работы на уроке;
  • продумать систему творческих упражнений;
  • разработать систему обратной связи.

 

  1. Организация мониторинга качества знаний, умений, навыков.
  2. Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями.
  3. Проведение рефлексии собственного урока с позиции его результативности.
  4. Консультирование родителей Законных представителей).

Памятка

учителю-исследователю по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности

 

  1. Ознакомиться с данными психолога:
  • ведущий тип памяти;
  •  мышление, внимание;
  •  круг интересов;
  •  профессиональная направленность.

 

2. Организовать  индивидуальную работу на уроке:

  • определить меру трудности задания;
  • создать индивидуальный план работы на уроке;
  • разработать систему творческих заданий.

 

  1. Вести исследовательскую деятельность с учётом интереса ученика по следующим этапам:
  • организационному;
  • разработческому;
  • диагностическому;
  • внедренческому;
  • итоговому.

 

  1. Консультировать родителей по вопросам:
  • круга интересов учащихся;
  • трудностей в учёбе;
  • индивидуальных способностей.

 

  1. Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.

 

  1. Презентация итогов исследовательской работы учащихся на школьном Дне науки и научно-практической конференции.

Памятка

классному руководителю по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности

  1. Ознакомиться с данными психологического исследования:
  • ведущий тип памяти;
  • объём внимания;
  •  круг интересов;
  •  профессиональная направленность.

 

  1. Консультации с учителями-предметниками по вопросам:
  • успеваемости;
  • уровня трудности заданий;
  • индивидуальных способностей школьника.

 

  1. Работа с родителями по развитию индивидуальных способностей детей.

 

  1. Организация мониторинга качества усвоения отдельных предметов, исследовательской деятельности ученика.

 

  1. Наблюдения  за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями на уроках, фиксация плотности деятельности, особенностей учебной работы.

 

  1. Рекомендации по воспитанию и обучению:
  • учителю-предметнику;
  • учителю-исследователю;
  • организатору внеклассной работы;
  • администрации школы;
  • родителям.

Памятка

родителям по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности

1. Проанализируйте собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе.

2. Будьте честными, все дети весьма чувствительны ко лжи, а одаренные дети в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребёнка.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении или являться признаками одарённости.

6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

7. Стремитесь развивать в своих детях следующие личные качества:

уверенность, базирующуюся на сознании самооценки;

понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

интеллектуальную любознательность и человечность к исследовательскому риску;

уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;

привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социоэкономических и образовательных уровней.

8. Цените то, что хотите привить ребёнку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.

9. Старайтесь точно рассчитать момент и степень реакции на потребности ребёнка.

10. Позвольте ребёнку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами можете сделать всё быстрее и лучше.

11. Не оказывайте давления на ребенка в его школьных делах, но будьте всегда готовы придти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную  информацию в сфере, к которой ребёнок проявляет интерес.

свернуть

Опросник по выявлению

Опросник для выявления одаренных школьников учителями и родителями

Данный опросник предложенный А.А. Лосевой [37, с. 234 - 238] может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить свои способности: интеллектуальная, академических достижений, творческая, литературная, артистическая, музыкальная, техническая, двигательная, художественная, социальная. Экспертам предлагается оценить по «четырехбальной» систе­ме характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то характеристика присуща учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла - самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

I. Интеллектуальная сфера

1.  Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память - быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5. Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не пута­ется в мыслях.

6. Богатство активного словаря.

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хоро­шо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и след­ствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков  других людей, мотивы их поведения.

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10.  Владение основными компонентами умения учиться.

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12.Возможность предвосхищения результата деятельности.

II.Сфера академических достижений

1.  Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.

2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.

3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год - два.

7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприяти­ем и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.

9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

10.  Пытается выяснить причины и смысл событий.

11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

III. Творческая сфера

1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

2. Изобретательность в использовании материалов и идей.

3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.

4. Задает много вопросов по интересующему предмету.

5.  Любит рисовать.

6. Проявляет тонкое чувство юмора.

7. Не боится быть таким, как все.

8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературная сфера

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

3. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

4. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

5. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 

V. Артистическая сфера

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2. Интересуется актёрской игрой.

3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

5. Передаёт чувства через мимику, жесты, движений.

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-либо с увлечением рассказывает.

7. С большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и эмоциональные переживания.

8. Пластичен, открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. 

VI. Музыкальная сфера

1.Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2. Хорошо поёт.

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные занятия.

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояния.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком–нибудь инструменте. 

VII. Техническая сфера

1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мире его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприёмников.

4. Может   легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6. Любит рисовать чертежи механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. 

VIII. Двигательная сфера

1. Тонкость и точность моторики.

2. Развитая двигательно-моторная координация.

3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.) 

IX. Сфера художественных достижений

1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.

2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

4. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необыч­ную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, кам­ней, марок, открыток и т. д.).

6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).

8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобра­жать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Социальная сфера

1.  Легко приспосабливается к новой ситуации.

2. Всегда выполняет свои обещания, ответственный.

3. Высокая общительность с окружающими.

4. Стремится к доминированию среди сверстников.

5. Сверстники обращаются за советом

свернуть

Деятельность по выявлению

Деятельность, способствующая выявлению и развитию одаренных детей, актуализации их творческих и интеллектуальных способностей

 

Психолого-педагогическое сопровождение творчески одаренных учащихся осуществляется по следующим направлениям:

  • проведение комплексного психологического тестирования учащихся;
  • составление психолого-педагогических характеристик;
  • разработка рекомендаций, развивающих программ по совершенствованию эффективности обучения;
  • консультации, тренинги для всех участников образовательного процесса;
  • самообразование учителей и учащихся, изучение опыта работы с одаренным учеником.

Методы и формы:

  • тематические и проблемные мини-курсы, факультативы;
  •  «мозговые штурмы»;
  • ролевые тренинги;
  • творческие зачеты;
  • научно-практические конференции;
  • интеллектуальные и креативные конкурсы, марафоны;
  • ученические исследования, «школьные диссертации»;
  • предметные недели.

Эффективные формы стимулирования:

  • организация выставок творческих работ учащихся;
  • своевременное публичное поощрение успехов учащихся;
  • отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы;
  • сообщение о заслугах учащихся родителям на родительских собраниях;
  • поддержка юных дарований через систему премий.
свернуть