ЗОЖ

Осторожно, первые клещи!

Осторожно, первые клещи!

 

В Солигорском районе 15 марта 2023 года зарегистрирован первый укус клеща(15.03.2023 в 2022 году). Нападение клеща произошло в лесной зоне около д.Тычины.

Иксодовые клещи - кровососущие членистоногие, переносчики ряда опасных для человека заболеваний, таких как клещевой энцефалит и болезнь Лайма. Существуют определенные периоды, в которые активность клещей ярко выражена: с апреля по июнь, с августа по октябрь. Клещи в сентябре-октябре активны так же, как и в конце весны. Иксодовый клещ - крохотное существо, не превышающее в длину 3мм в голодном состоянии, с плоским телом, покрытым черным щитком на половину тела у самки и почти все тело у самца. Имеет 4 пары ног. Свою активность клещи начинают проявлять при температуре выше 5°С, т.е. с марта-апреля. С повышением температуры их число и активность увеличивается, достигая максимума в мае-июне. В разгар жаркого и засушливого лета их крайне мало. В конце августа-начале сентября клещи появляются вновь и исчезают только в октябре-ноябре.

Клещи влаголюбивы, предпочитают затененные и увлажненные лиственные и смешанные леса, с густым травостоем и подлеском, просеки, высокую траву, валежник, края лесных опушек. Они не сидят на деревьях, а предпочитают растительность, которая находится ближе к поверхности земли – на траве, сорняках, кустах. Клещи способны чувствовать запах животного или человека на расстоянии до 10 метров. Клещи цепляются и добираются до открытых участков тела. У человека их чаще всего можно найти на шее, животе, волосистой части головы, в подмышечных и паховых областях.

Что необходимо знать о клещах?

  • клещ может часами ползать по одежде, пока не укусит;
  • в дом клещей могут принести кошки, собаки;
  • паразит может затаиться в лукошке с грибами, в букете цветов;
  • клещи нападают на людей и животных не только в лесу, но и в городских парках и скверах.

Заражение человека может произойти:

  • через укусы клеща в лесу;
  • при заносе клещей в жилище вместе с хворостом, ветками, травой, букетами лесных цветов, на одежде и с домашними животными;
  • при попадании вируса на слизистые части губ, глаз, носа, рта, через загрязненные руки после раздавливания клеща при его снятии;
  • при употреблении в пищу сырого козьего молока, особенно в весенне-летний период.

Укусы клещей вначале не вызывают боли (слюна обладает обезболивающим эффектом) и некоторое время не заметны, хотя иногда отмечается зуд на месте присасывания. Благодаря особенностям ротового органа (наличие на хоботке особых шипиков, похожих на рыболовные крючки) извлечь клеща не всегда просто. Чем быстрее клещ будет извлечен, тем менее вероятность развития клещевой инфекции.

Клещевой энцефалит – острое вирусное заболевание, протекающее с выраженной интоксикацией, лихорадкой, преимущественным поражением нервной системы. Больного беспокоят сильная головная боль, рвота, ноющие боли в конечностях, судороги, присоединяется напряженность затылочных мышц, светобоязнь, чувство оглушенности.

Клещевой боррелиоз – острое бактериальное заболевание, с преимущественным поражением кожи, суставов, нервной системы, сердца. Больные жалуются на умеренную головную боль, общую слабость, недомогание. Повышается температура тела, чаще до 380С. Если не лечиться, болезнь приобретает хроническое течение, на поздних стадиях развиваются тяжелые поражения органов и систем: артриты, стойкие атрофические изменения кожи, поражения нервной системы и головного мозга. Особенностью заболевания является появление «мигрирующей эритемы», которая появляется в месте укуса и может в последствии менять локализацию.

Для предохранения от укуса клещей и возможного заражения этими инфекциями необходимо соблюдать следующие правила:

  • в лесу, на лугу необходимо находится в одежде, максимально защищающей тело (головной убор, рукава и воротники глухо застегнутые, закрытая обувь или сапоги), исключаются из «лесного» гардероба шорты и мини- юбки;
  • открытые участки тела необходимо смазывать отпугивающими клещей репеллентами, которые также можно наносить на одежду;
  • во время нахождения в лесу каждые 2-3 часа и по выходу из леса следует проводить само- и взаимоосмотры кожных покровов и одежды на наличие клещей;
  • не допускать выпаса коз в лесной зоне; козье молоко употреблять в пищу только после кипячения (вирус клещевого энцефалита погибает за 2 минуты кипячения);
  • при обнаружении клещей на животных необходимо их удалить пинцетом или марлевым тампоном;
  • при первых признаках заболевания обращаться в ближайшую амбулаторно-поликлиническую организацию здравоохранения, обратив внимание медработников на присасывание клеща в течение последних 2-3 недель.

Если вы обнаружили на себе присосавшегося клеща, удалите его как можно скорее (если не можете удалить клеща самостоятельно, следует обратиться в приёмный покой организации здравоохранения). Для предупреждения возникновения заболеваний необходимо получить профилактическое лечение.

Существует несколько способов удаления клеща:

- после дезинфекции места присасывания клеща подцепить его стерильной иглой от одноразового шприца и удалить как обычную занозу с последующей обработкой йодом;

- накинуть на головную часть клеща петлю из нити и аккуратно, чтобы не оторвать хоботок, выкручивая, вырвать из кожи. Место присасывания можно обработать йодом, зеленкой, или перекисью водорода, заклеить пластырем.

- Удалив клеща, необходимо обязательно обратиться в ближайшую организацию здравоохранения за медицинской помощью и получения профилактического лечения. Профилактика антибиотиками эффективна в течении 72 часов после укуса клеща и направлена на элиминацию возбудителей инфекционных заболеваний, передаваемых иксодовыми клещами.

Далее клеща необходимо исследовать на наличие возбудителя Лайм-боррелиоза и клещевого энцефалита. Такая процедура проводится в лаборатории ГУ «Солигорский зональный ЦГиЭ» по заявлению граждан на платной основе.

свернуть

Памятки для родителей

Где в Солигорском районе размещены пункты вакцинации против COVID-19?

Где в Солигорском районе размещены пункты вакцинации против COVID-19?

свернуть

Как не заболеть гриппом и ОРИ

Как не заболеть гриппом и ОРИ

Ежегодно в зимне-весенний период  возрастает заболеваемость ОРИ и гриппом, которые не только ухудшают наше самочувствие, но и как минимум на неделю выбивают  нас из привычного жизненного ритма, нарушая множество планов. Именно поэтому в конце зимы начале весны так актуален вопрос своевременной профилактики этих заболеваний.

 

Грипп – это острое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое вызывает одноименный вирус. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больным при кашле и чихании, а также при контакте с больным при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д.).

 

Грипп относится к ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции), однако в этой группе он стоит особняком, потому, что протекает тяжелее других респираторных инфекций, чаще дает серьезные осложнения, а в некоторых случаях представляет опасность для жизни. Если при других ОРВИ симптомы могут возникать постепенно, а болезнь развивается плавно, то начало гриппа всегда острое. Температура резко поднимается до 38-40°С градусов, появляются озноб, сильная головная боль, головокружение, боль в глазах, горле и мышцах, слезотечение, резь в глазах.

 

Если вы почувствовали первые симптомы болезни, обязательно обратитесь к врачу, и строго выполняйте все его рекомендации, самолечение при ОРВИ и гриппе недопустимо. Лечение гриппа является комплексным, но всё же главную роль в выздоровлении играет собственный иммунитет, поэтому необходимо предпринять меры для его поддержания. Рекомендуется полный покой, обильное питьё, отказ от алкоголя и курения.

 

Необходимо также соблюдать постельный режим, так как при посещении общественных мест вы не только рискуете получить различные осложнения, но и способствуете распространению болезни.

 

Никто не хочет болеть гриппом, но при этом большинство людей все же пренебрегают элементарными мерами профилактики, хотя те не требуют огромных усилий, а являются лишь правилами здорового образа жизни.

 

Наиболее восприимчивы к болезни  люди с пониженным иммунитетом: дети, пожилые, а также люди с врожденным или приобретенным иммунодефицитом. Такие простудные заболевания легче подхватывает тот, кто ведет неправильный образ жизни: мало двигается, почти не бывает на свежем воздухе, много переживает, не высыпается, переутомляется, курит, злоупотребляет алкоголем.

 

Поэтому, профилактика гриппа является даже более важным моментом, чем его лечение и заключается в общем оздоровлении, укреплении организма и стимуляции иммунитета путем закаливания, занятиями физкультурой на свежем воздухе, катанием на коньках, плаванием, применением полноценной, богатой витаминами пищи.

 

Наиболее эффективным способом предупреждения гриппа является вакцинация, которая проводится в предэпидемический период. Своевременная вакцинация не только снижает заболеваемость в несколько раз, но и смягчает течение болезни, сокращает ее длительность, предотвращает осложнения.

 

В разгар эпидемии рекомендуется ограничить контакт с большим количеством людей, посещение массовых мероприятий, особенно в закрытых помещениях, стараться избегать тесного контакта с больными. Например, по возможности меньше пользоваться услугами общественного транспорта, где возможно – пройти пешком. Тем более, что пользы от пеших прогулок намного больше.

 

Максимально часто проветривайте помещение и проводите влажную уборку. В сухом, пыльном, теплом и неподвижном воздухе вирус гриппа может сутками сохраняться в активном состоянии. Поэтому не стоит забывать также про увлажнение воздуха.

 

Кроме того, помните, что переохлаждение, как и перегрев, может способствовать возникновению заболевания, поэтому для прогулок на свежем воздухе одевайтесь  «по погоде». Кстати, после прогулки в морозную погоду можно согреться горячим чаем с пряностями (имбирем, мятой, корицей, гвоздикой).

 

Не пренебрегайте гигиеной рук. Простые на первый взгляд действия помогут защитить от болезни. Если нет возможности помыть руки с мылом, можно использовать обычные гигиенические салфетки или антибактериальное средство для рук.

 

Все эти несложные рекомендации, помогут Вам и Вашей семье не заболеть вирусом гриппа, потому что лечить болезнь, гораздо сложнее, чем не допустить ее. Будьте здоровы!

свернуть

Профилактика травматизма в зимний период

 

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Зима – время повышенного травматизма. Причиной часто служит гололед, раннее наступление темноты, скользкая обувь. Ухудшение состояния проезжей части сказывается на увеличении частоты дорожных происшествий и росте числа пострадавших. Наиболее частые повреждения при этом: черепно-мозговая травма, переломы костей конечностей, сочетанная травма. Согласно статистическим данным на зимний травматизм приходится до 15% заболеваемости с временной утратой трудоспособности. При наступлении зимы, с выпадением первого снега частота обращений за помощью в медицинские учреждения по поводу травм увеличивается в 2-3 раза. В зимний период преобладают ушибы и переломы костей (около 15%), вывихи (около 10%). Пострадавшие преимущественно находятся в трудоспособном возрасте (около 80%).

Дети до 18 лет составляют 2%, а лица старше 60 лет — около 8%.

Известно, что возможность влияния на уровень травматизма со стороны медиков составляет не более 10%, а остальные 90% зависят от иных факторов, которые можно разделить на внешние и внутренние. К первой группе относят экологию, состояние мест обитания, рабочих зон, зон отдыха, тротуаров, проезжей части, исправности машин и механизмов. Внутренними являются соблюдение техники безопасности, принципов безопасной жизнедеятельности, правил дорожного движения, принципов трезвого образа жизни. Наиболее часто, в порядке убывания, встречается перелом лучевой кости в типичном месте, переломы лодыжек и ключицы, ушибы плечевой кости, переломы костей голени и повреждения связочного аппарата голеностопного и коленного суставов, черепно-мозговые травмы.  Переломы конечностей возникают из-за того, что, падая, человек инстинктивно выставляет вперед руку и обрушивается на нее всем весом тела.

Аналогично неловко выставленная нога ломается в области голени. У женщин этому способствует также ношение обуви на высоком каблуке. В ней легко споткнуться и упасть. Особенно часто переломам подвержены люди пожилого возраста из-за возрастных особенностей их скелета (повышенная хрупкость костей, меньшая эластичность связок и мышц). Даже небольшой удар может вызвать переломы конечностей, ребер, позвоночника, а также тяжелую своими последствиями травму – перелом шейки бедренной кости. В 95% случаев этот перелом встречается у женщин. Людям пожилого возраста без надобности в «скользкую» погоду из дома вообще лучше не выходить, следует отложить поездки, походы в магазин и во всевозможные инстанции. Эти же рекомендации должны соблюдать и беременные женщины.

В гололед лучше остаться дома, ну а если необходимо выйти на улицу, то надеть максимально удобную обувь на плоской подошве, избегать спешки, обходить опасные участки; при выходе из общественного транспорта или спуске по лестнице обязательно держаться за перила или попросить прохожих о помощи. Ознобления и отморожения (15-17% всех зимних травм) – ещё одна серьезная проблема травматологии. Получить ознобление конечностей можно и при температуре +4 градуса, если будет повышенная влажность воздуха. Обувь должна быть теплой и просторной, так вы предотвратите ознобления и отморожения.

При отморожениях никогда не растирайте пораженную область снегом. Чтобы предотвратить омертвение тканей, согревание пораженной области должно быть постепенным! Когда пострадавший попадет в теплое помещение, укутайте отмороженную руку шарфом, чтобы предотвратить резкое повышение температуры. Если отморожение несильное, можно слегка растереть эту область чистой шерстяной тканью. Дайте выпить пострадавшему горячего чая. При получении травмы необходимо вызвать бригаду скорой медицинской помощи или при возможности самостоятельно обратиться в ближайшее медицинское учреждение. Самостоятельно или с помощью окружающих создать условия неподвижности для поврежденной конечности при помощи подручных средств. Обойтись без консультации врача можно только в случае легкого ушиба, за исключением ушиба головы. Достаточно к больному месту приложить холод и обработать место ушиба мазью или гелем, рассасывающим синяки.

При занятии зимними видами спорта используйте защитные средства – налокотники, наколенники, шлемы. Обучите своего ребенка безопасному катанию на лыжах, коньках и санках. Взрослые должны уметь оказывать первую помощь ребенку. Во время новогодних праздников, хочется предостеречь от вероятности получения травм в результате использования многообразных пиротехнических изделий, которые нередко становятся причиной очень тяжелого ожога или даже смертельного случая.

Итак, основной способ профилактики травм зимой – это осмотрительность и осторожность при передвижении по тротуарам и дорожкам, пешеходным переходам на мостовой, особенно при наличии снежных заносов и гололеда. Важно правильно, соответственно погодным условиям, подобрать одежду и обувь. Соблюдать правила безопасного поведения при занятии зимними видами спорта и играми, не оставлять детей без присмотра. Водители транспортных средств должны строго соблюдать правила дорожного движения и проявлять повышенное внимание, соблюдать скоростной режим и максимально внимательно относиться ко всем участникам дорожного движения.

свернуть

Требования к содержанию территории в зимний период

Требования к содержанию территории в зимний период

 

В соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 главы 2 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110, тротуары и пешеходные зоны, крыльцо и ступеньки зданий и сооружений в зимнее время должны ежедневно и по мере необходимости очищаться от снега, наледи и посыпаться противогололедными средствами, разрешенными к применению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

«Правилами благоустройства и содержания населенных пунктов», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.11.2012 № 1087, определен порядок благоустройства и содержания населенных пунктов. Согласно подпункту 5.3 пункта 5 санитарная очистка и уборка территории включает в себя ежедневную уборку  (очистку от песка, отходов, всех видов снежных, ледяных и снежно-ледяных  образований), обработку при необходимости противогололедными средствами, разрешенными к применению  в порядке, установленном законодательством, проезжей части улиц, тротуаров,, пешеходных и велосипедных дорожек и иных элементов улично-дорожной сети, лестниц и пандусов, в также проездов в жилых зонах.

 Содержание (эксплуатация) территории в зимний период включает расчистку от снега и наледи проезжей части и пешеходных дорожке, вывоз снега и наледи на согласованные в установленном порядке площадки складирования снега

 

свернуть

СТОП-НАСИЛИЕ

Профилактика табакокурения и курения электронных сигарет

Профилактика детского ожирения

Профилактика детского ожирения

Проблема избыточного веса и детского ожирения, как и ожирения взрослых, набирает обороты во всём мире. В медицинских источниках ожирение определяется как накопление избыточной массы телесного жира.

Различают 4 степени ожирения:

I – вес выше нормы на 10–29 %;

II – на 30–49 %;

III – на 50–99 %;

IV – более чем на 100 %.

Параметры физического развития и связь их с состоянием здоровья ребёнка оценивают с самого рождения, когда родители приносят его в детскую поликлинику. Конечно, далеко не все пухлые младенцы впоследствии превращаются в полных детей, и не все упитанные дети вырастают в страдающих от ожирения взрослых. Тем не менее существует вероятность, что при совокупности факторов риска ожирение может развиться ещё в раннем детстве и сопровождать всю жизнь.

Полнота и ожирение вызывают у ребёнка множество проблем. Помимо того, что детское ожирение угрожает усилиться с возрастом, оно является основной причиной детской гипертонии, связано с диабетом II типа, увеличивает риск развития коронарной болезни сердца, способствует увеличению давления на суставы, понижает самооценку и влияет на взаимоотношения с ровесниками. По мнению некоторых экспертов, наиболее серьёзными последствиями ожирения являются именно социальные и психологические проблемы.

По статистическим данным европейских стран, в настоящее время распространённость этой патологии у детей школьного возраста составляет от 10 до 17 %, а среди подростков приблизительно 20–25 % юношей и девушек имеют лишний вес или страдают от ожирения. Критическими периодами для дебюта ожирения являются первый год жизни, возраст 5–6 лет и период полового созревания.

Детское ожирение вызвано целой совокупностью причин, но самая главная из них заключается в том, что количество калорий, получаемых организмом из еды, постоянно и значительно превышает расход энергии в процессе физической активности и основного обмена веществ. Детское ожирение чаще всего развивается в результате сложного взаимодействия диетических, психологических, наследственных и физиологических факторов.

Ожирению наиболее подвержены дети, родители которых также страдают излишним весом. Это явление можно объяснить наследственностью или моделированием родительского пищевого поведения, что опосредованно влияет на энергетический баланс ребёнка. Половина родителей школьников начальных классов никогда не занимались спортом и избегают физических нагрузок.

Существуют и другие факторы, увеличивающие риск развития избыточной массы тела у ребёнка: это активное пользование современными технологиями; академические программы в школах, которые оставляют мало времени на физическое воспитание; недостаток ночного сна; широкое распространение блюд быстрого приготовления.

Любящим родителям, которые заботятся о будущем здоровье своих детей, нужно минимизировать эти негативные факторы и придавать особое значение профилактике.

 

Характер питания с первых месяцев жизни

Прежде всего мама должна кормить малыша грудью и не спешить с введением в рацион малыша твёрдой пищи. При этом необходимо уметь вовремя определять, когда ребёнок насытился.

Из любви к детям родители подсаливают детские мясные консервы и овощные пюре (без соли они кажутся взрослым невкусными), добавляют сахар во фрукты и ягоды, дают детям сладости. Таким образом, уже к году у детей формируется неправильный вкус: они привыкают к сладкому, солёному и жирному. Со временем проблема лишь усугубляется, когда в питании малышей появляются высококалорийные продукты, мучные изделия, жареные и жирные блюда, сладкие фруктовые напитки, конфеты и разнообразные десерты.

Зачастую мать испытывает потребность избыточно кормить детей, считая, что они голодны. На самом деле, ей просто необходимо убеждаться в том, что она нужна. Эти материнские комплексы приводят к избыточному весу, а затем и к ожирению у ребенка.

 

Беседы с ребёнком о еде

Уже с раннего детства нужно знакомить ребёнка с основами здорового питания. Даже совсем маленькие дети способны понять, что яблоко – это полезно, а чипсы – нет. Детям необходимо объяснять, что такое витамины, жиры, углеводы и белки. Сколько их необходимо и зачем. Что такое холестерин. Почему одни люди толстые, а другие – стройные. Почему плохо быть толстым. Почему у пожилых людей болит сердце. Почему полезно заниматься спортом.

Форма донесения этой информации, конечно, должна зависеть от возраста ребёнка. Малыш многое может узнавать через игру, инсценировку, сказку. Когда он станет постарше, разговоры должны быть более серьёзными. Подаваемую информацию необходимо подкреплять фактами и примерами. Если ребёнок с раннего детства усвоит, что переедание вредно, а здоровая еда и спорт полезны, то вероятность заболеть ожирением будет минимальной.

 

Наследственность и семейные традиции

Если ребёнок происходит из семьи тучных родителей, у него также возникает проблема лишнего веса. Генетическая предрасположенность играет свою роль в развитии ожирения в 35–80 % случаев – особенно если в семье всегда доступна высококалорийная еда, а физическая активность не поощряется. Если ни один из родителей не страдает ожирением, то вероятность ожирения у ребёнка, по статистике, всего 7–14 %.

Несомненно, имеют большое значение семейные традиции. Если предпочтение отдаётся полуфабрикатам, мучным изделиям, высококалорийным продуктам, всевозможным соусам, это также может способствовать быстрому увеличению веса ребёнка. Многим родителям свойственно «закармливать» детей или позволять слишком часто лакомиться вредной пищей вроде фаст-фуда.

 

Есть дома – это правильно

Важнейшее значение в профилактике детского ожирения имеют семейные завтраки, обеды и ужины. Дети привыкают к той пище, которую им дают. Исследования доказывают: чем чаще члены семьи вместе собираются за столом, тем ниже риск появления лишнего веса. Ребенок, которого покормили борщом, салатом и овощами с котлетой, вряд ли будет заедать полноценный обед пачкой сладкого печенья или чипсов. Если же дети нормально не поели, риск того, что обед ограничится одной котлетой и горой сладостей, значительно больше. Таким образом, совместные трапезы выполняют, прежде всего, «контрольную функцию». Также они являются профилактикой нездоровых перекусов – необходимость в них попросту отпадает.

 

Личный пример родителей

Если ребёнка с детства приучить к фруктам, он будет их употреблять на протяжении всей жизни. Если же вы постоянно предлагаете детям высококалорийную пищу, они будут употреблять её и став взрослыми.

Вывод очевиден: чтобы ребёнок питался здоровой пищей и у него сформировались правильные пищевые привычки, родители должны подавать ему пример. Если же вы сами пренебрегаете здоровым питанием, не надо ожидать, что ваш ребёнок будет правильно питаться.

Если родители постоянно покупают сладкую газировку, чтобы утолить жажду, ребёнок пристрастится к подобным напиткам и будет постоянно их выпрашивать, а позднее – тратить на них карманные деньги.

Если взрослые члены семьи всегда заправляют салаты майонезом, дети не будут знать, зачем на полке «пылится» оливковое масло.

 

Поощряйте активный образ жизни и досуг у детей

Дети, чьи родители никогда не ходили на лыжах, не бегали в парке и не гоняли во дворе в футбол, вряд ли будут заниматься спортом и проявлять интерес к двигательной активности. Родители должны с раннего возраста не ограничивать, а всячески поощрять двигательную активность ребёнка. Дети, которые не тренируются, имеют большую вероятность прибавить в весе.

Этому также способствует и пассивный досуг, просмотр телепередач или видеоигры. Если дети с родителями проводят все вечера и выходные, лёжа перед телевизором или сидя за компьютером, то такой способ досуга кажется приемлемым и чуть ли не единственно правильным.

Активный образ жизни должен с раннего детства войти у ребёнка в привычку. Ходите вместе гулять, лепите снеговиков, катайтесь на велосипедах. Запишитесь в бассейн, купите домой велотренажёр. Помогите ребёнку влиться в компанию активных сверстников. Таких ребят он может повстречать на секции или во дворе, если у него будут роликовые коньки, велосипед, клюшка или футбольный мяч. Пусть ребёнок навсегда подружится со спортом и полюбит активный образ жизни. А это самая эффективная «прививка» против ожирения.

 

Психологические и социально-экономические факторы

Как отмечают психологи, существует категория детей, которые заедают стресс, чтобы справиться с проблемами или эмоциями. А иногда ребёнок использует еду в борьбе против скуки. Как правило, подобные привычки выявляются также у их родителей.

На пищевых привычках сказываются и экономические мотивы. В частности, продающиеся в магазинах продукты с длительным сроком хранения содержат много соли, сахара и жиров. Но зато они зачастую дешевле и доступнее по сравнению со свежими, и дети – обычно с подачи родителей – с удовольствием их употребляют. И всё это негативно сказывается на весе и здоровье ребёнка.

Подводя итог, скажем: для профилактики избыточного веса и ожирения у детей необходимо привести в соответствие рацион, режим питания и двигательной активности, сформировать здоровые пищевые традиции и привычки – тогда все компоненты этого соотношения станут условием обеспечения здоровья человека в будущем.

 

Наталья Козырева,

и.о. заведующего отделом

Областного центра медицинской профилактики

http://vestnikyar.ru/profilaktika-detskogo-ozhireniya.html

 
свернуть

Профилактика гриппа

О профилактике гриппа  и острых респираторных инфекций

Холодное время года сопровождается  увеличением количества простудных заболеваний. По прогнозам ежегодный пик заболеваемости следует ожидать в конце января–феврале. Конечно, не заболеть в сезон активности возбудителей респираторных инфекций очень сложно, но возможно некоторые из советов помогут сохранить здоровье:   

  • Носите одежду соответственно погоде, но не кутайтесь, не ходите с непокрытой головой и в легкой обуви (доказано, что одев шапку и шарф вы сохраните до 15% собственного тепла). Берегите ноги от переохлаждения и сырости. Если вы все же переохладились, промочили ноги, чувствуете первые признаки простуды пропарьте ноги в горячей воде, лучше с добавлением горчичного порошка (но только в том случае если нет температуры), высушите полотенцем и наденьте шерстяные носки. Очень эффективно одновременно пить горячий чай (молоко);
  • Избегайте нахождения в местах скопления людей в период эпидемии, а если это невозможно, то перед выходом из дома смазывайте носовые ходы противовирусными средствами («Актовир», «Нуклеавир», «Бутаминофен», оксолиновая мазь)
  • По  возможности обеспечьте себе эмоциональный комфорт - спите достаточное количество времени, гуляйте на свежем воздухе;
  • Избегайте чрезмерных физических нагрузок, занимайтесь  спортом, закаливанием если делали это ранее, если же не занимались этим раньше,  начинать сейчас не следует – возросшую физическую нагрузку организм может воспринять это  как стресс;
  • Мойте руки с мылом  теплой водой, и чем чаще, тем лучше! Это отличный способ избежать заражения не только гриппом, но и рота- и норовирусом, циркуляция которых также возрастает в холодное время года
  •  Достаточно давно известно о том, что те или иные растения помогают от болезней. Дело в том, что некоторые растительные вещества являются природными иммуномодуляторами. Список естественных модуляторов иммунитета  довольно длинный, вот лишь некоторые из них: чеснок,  имбирь, брокколи, эхинацея, женьшень,  элеутерококк,  алоэ
  • Не стоит пренебрегать ароматерапией. Многие эфирные масла обладают способностью уничтожать бактерии и вирусы, они оказывают положительное влияние на нервно - психическое состояние человека, снижают тревогу, уменьшают депрессивную симптоматику, улучшают настроение и поднимают жизненный тонус. Традиционно, для лечебно - профилактической ароматизации помещения используют аромалампу. Нескольких капель эфирного масла, добавленного в воду, достаточно, чтобы ароматы природы наполнили наш дом. Вдыхая благотворный аромат эфирных масел, можно сочетать приятное с полезным. Хорошим бактерицидным эффектом обладают иссоп, кипарис, лаванда, лимон, сосна, тимьян, чайное дерево, шалфей, эвкалипт, можжевельник;
  • Разнообразьте питание, принимайте поливитамины: Ешьте цитрусовые, сладкий перец, молочные и кисломолочные продукты, твердыесыры, отварную рыбу, говядину, морковь со сметаной, изюмом или курагой. Витамины А, С, цинк и кальций, содержащиеся в этих продуктах, предупреждают простуды и облегчают их течение. Утром и вечером съедайте по 1/2 грейпфрута - это хорошая профилактика ангины. В грейпфруте содержатся дубильные вещества, которые создают защитную пленку на слизистой;
  • Утром и вечером протирайте лицо и полощите рот и горло раствором настойки подорожника, календулы или эвкалипта (10-15 капель на стакан воды). Это защитит слизистые и кожу от оседания болезнетворных микробов.

Чтобы избежать распространения  острых респираторных инфекций и гриппа необходимо выполнять профилактические мероприятия и помнить, что каждый из нас в силах снизить риск заболевания и распространения инфекций. 

Грипп – это острое респираторное инфекционное заболевание, возбудителем которого являются вирусы гриппа нескольких типов (А, В и С).

Возбудитель инфекции: Вирусы гриппа  относятся к таким возбудителям, которые имеют чрезвычайно высокую способность изменяться.  Поэтому наша иммунная система, встретившись с измененным вирусом гриппа, начинает воспринимать его как новый, ранее не известный вирус. И пока иммунная система «налаживает» производство защитных антител, чтобы бороться с вирусом гриппа, у человека развивается заболевание.  Именно с изменчивостью вирусов гриппа связаны ежегодные сезонные подъемы заболеваемости.

Вирусы гриппа передаются, главным образом, воздушно-капельным путем. Инкубационный период при гриппе длится от 1 до 5 дней, составляя в среднем 2 дня.

Клиническая картина: в клинической картинеболезни преобладают симптомы интоксикации. Заболевание начинается остро с высокой температуры, которая в течение первых суток достигает 39-40 градусов, появляется сильная головная боль в области лба, глазных яблок, а также боли в мышцах и костях. Со 2-3 дня заболевания присоединяются катаральные явления в виде сухого мучительного кашля, необильные выделения из носа. Лихорадка при неосложненном гриппе продолжается в течение 1-3 дней, максимально до 5 дней. Кашель может сохраняться в течение 7-10 дней.

Наиболее тяжелые осложнения при гриппе: стенозирующий ларинготрахеит, пневмонии, острые синуситы с преимущественным поражением гайморовых пазух, поражение внутреннего уха, отек легких, поражение нервной системы в виде энцефалита, менингоэнцефалита. 

Защитный иммунный ответ. Иммунитет после перенесенного заболеваниясохраняется в течение нескольких месяцев или лет.

Грипп продолжает оставаться наиболее массовым инфекционным заболеванием (по частоте и количеству  случаев в  мире  и составляет  95% всех инфекционных заболеваний) и является одной из самых актуальных медицинских и социально-экономических проблем. Это единственная инфекция, которая вызывает ежегодные эпидемии и периодические пандемии, охватывающие до 30% населения земного шара (1918г., 1957-1958г.г., 1968-1969г.г., 1977-1978г.г., 2009г.).

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно заболевают гриппом 20-30% детей и 5-10% взрослых, а умирают от гриппа от 250 тыс. до 500 тыс. человек. Экономический ущерб от ежегодных эпидемий составляет от 1 до 6 млн. долларов на 100 тысяч населения.

Острые респираторные инфекции – это полиоэтиологичная группа инфекционных болезней, которые наблюдаются чаще всего в детском возрасте, и сопровождаются воспалением дыхательных путей. Этиологическими факторами могут быть вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы, риновирусы, респираторно-сентициальные вирусы, реовирусы, коронавирусы, энтеровирусы, а также микоплазмы, хламидии и самые разнообразные микроорганизмы.

Клиническая картина: ОРИ характеризуются лихорадкой, симптомами интоксикации, выраженными в той или иной степени, и воспалением слизистых оболочек дыхательных путей.

 

Меры профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций

На современном этапе наиболее эффективным средством профилактики гриппа является иммунизация. В Республике Беларусь профилактические прививки против гриппа проводятся в соответствии с рекомендациями ВОЗ, согласно которым в первую очередь необходимо проводить иммунизацию против гриппа  среди лиц из групп высокого риска заражения и последствий от гриппозной инфекции.

После вакцинации или перенесенного гриппа в организме формируются защитные антитела, однако они сохраняются чуть более полугода, а затем разрушаются. Когда в  следующем году приходит новый вариант вируса гриппа, то он вновь «застает врасплох» нашу иммунную систему  и мы снова болеем.

 

Профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций с использованием лекарственных средств

 

Для проведения профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций используются противовирусные химиопрепараты, такие как ремантадин, арпетол, арбидол, оксолиновая мазь и интерферон.

Иммунокоррегирующие препаратырекомендуется применять для повышения неспецифической резистентности у людей с иммунодефицитными состояниями в период сезонных подъемов ОРИ и гриппа. Для этих целей используются витамины (С, А, группы В), адаптогены растительного происхождения (экстракт элеутерококка,  женьшеня, настойка аралии), индукторы интерферона.

 

Основные рекомендации по профилактике гриппа и других ОРИ

 

Рекомендации для населения:

избегайте близкого контакта с людьми, которые кажутся нездоровыми, обнаруживают явления жара (температуры) и кашель;

избегайте многолюдных мест или сократите время пребывания в многолюдных местах;

старайтесь  не прикасаться ко рту и носу;

соблюдайте  гигиену рук – чаще мойте  руки водой с мылом или используйте  средство для дезинфекции рук;

увеличьте приток свежего воздуха в жилые помещения, как можно чаще открывайте окна;

используйте  защитные маски при контакте с больным человеком;

придерживайтесь здорового образа жизни:  полноценный сон, рациональное  питание, физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе.

Рекомендации по уходу за больным дома:

изолируйте больного от других, по крайней мере, на расстоянии не менее 1 метра от окружающих;

прикрывайте свой рот и нос при осуществлении ухода за больным с использованием масок;

тщательно мойте руки водой с мылом после каждого контакта с больным. Выделите отдельные полотенца каждому члену семьи;

кроме лиц, осуществляющих уход, больного не должны посещать другие посетители;

по возможности, только один взрослый в доме должен осуществлять уход за больным;

беременным  женщинам  не рекомендуется  ухаживать за больным;

постоянно проветривайте помещение, в котором находится больной;

содержите помещение в чистоте, используя моющие средства.

 

Рекомендации для лиц с симптомами ОРИ:

при плохом самочувствии следует оставаться дома и выполнять рекомендации врача, по возможности держаться от здоровых людей на расстоянии (1 метр);

отдыхайте, принимайте  большое количество жидкости;

закрывайте  рот и нос при кашле или чихании носовым платком или одноразовыми салфетками. Утилизируйте  этот материал сразу после использования или стирайте его и проглаживайте утюгом. Мойте руки сразу после контакта с выделениями из дыхательных путей!;

носите маску, если находитесь на общей территории дома поблизости от других людей;

сообщите своим близким и друзьям о болезни.

 

Рекомендации для родителей и опекунов:

научите детей часто мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.

научите детей кашлять и чихать в салфетку или при отсутствии салфетки, в изгиб локтя.

рекомендуйте  детям не подходить к больным ближе, чем на полтора-два метра.

заболевшие дети должны оставаться дома (не посещать дошкольные учреждения и школы).

воздержитесь от частых посещений мест скопления людей;

если ребенок контактировал с больным гриппом, проконсультируйтесь с  врачом о  необходимости приема антивирусных средств для предупреждения заболевания.

свернуть

Информация о гигиенических требованиях к режиму чтения и условиям для организации зрительных работ

Информация о гигиенических требованиях к режиму чтения и условиям для организации зрительных работ

В школе ребенок проводит большую часть дня, и условия, созданные там, оказывают значительное влияние на здоровье.

Школьники подвержены ненормированным зрительным нагрузкам, часто не соблюдают правила гигиены труда (неправильная посадка за столом, неумеренное пользование компьютером, гиподинамия), что приводит к развитию близорукости.

Близорукими считаются люди, которые плохо видят вдаль и, до определенного момента, неплохо справляются с работой на близком расстоянии. В переводе с древнегреческого «миопия» означает щуриться. И действительно, если внимательнее присмотреться к людям, страдающим близорукостью, можно заметить, что они прищуривают глаза или растягивают веки пальцами, чтобы сузить глазную щель и улучшить видимость далеко расположенных предметов. Для близоруких трудно рассмотреть детали предметов таких как: номера общественного транспорта, дорожные знаки, приближающихся людей и многое другое, что облегчает ориентацию в окружающем мире и делает его красочнее и многограннее.  

  Близорукость может быть врожденной и приобретенной. Прогрессирующая миопия возникает именно в детском возрасте.

 К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. Нарушения зрения занимают по частоте 2-е место после патологии опорно-двигательного аппарата. Основной причиной снижения зрения подрастающего поколения является миопия или близорукость. За последние 10 лет заболеваемость детей и подростков данной патологией выросла в 1,5 раза.

Факторы, способствующие формированию

близорукости у детей.

Наследственность. На роль генетического фактора указывает преобладание миопии у детей близоруких родителей.

Зрительные перегрузки школьников. Наиболее значимым фактором внешней среды, способствующим формированию миопии, является длительная зрительная работа глаз на близком расстоянии.

Недостаточная освещенность рабочего места школьника. Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. 

Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы и в домашней, и в школьной обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

Неправильная посадка за рабочим столом. Нарушение осанки, привычка читать лежа, писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения.

Компьютер и зрение. Какие бы современные средства защиты не имел монитор компьютера, длительное нахождение у экрана отрицательно сказывается на зрении. Если ребенок в возрасте до 14–15 лет ежедневно сидит за компьютером два часа, то, при наличии других неблагоприятных факторов, его зрение может снижаться на единицу за год.

Телевизор и зрение. Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях.

Низкая физическая активность школьников.

Режим дня. Эффективность зрительной работы обеспечивается четкой организацией труда и активного отдыха.

Особенности рациона питания. Важное условие сохранения зрения и поддержания функций глаза – правильное питание. Несбалансированный рацион, дефицит белка и витаминов, особенно А, Е, С, группы В, может спровоцировать или усугубить развитие нарушений зрения в детском и подростковом возрасте.

Общие заболевания. Миопия чаще развивается и прогрессирует у более ослабленных детей, имеющих сопутствующую фоновую патологию – заболевания органов дыхания, опорно-двигательной, эндокринной систем.

 

Профилактика нарушений зрения у детей.

I. Правильная организация рабочего места школьника. 

Посадка за рабочим столом. Каждый школьник нуждается в постоянном месте за собственным или общим столом для выполнения письменных заданий и чтения. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться с учебниками и тетрадями. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки.

Обязательным условием работы на близком расстоянии является хорошее освещение.

II. Правила чтения и письма.

1.Читать и писать только за столом. Нельзя читать лежа! Нельзя читать в транспорте!

2.Правильная посадка за столом и хорошая освещенность рабочего места. Свет должен падать на страницы сверху и слева (для правшей).

3.Расстояние от книги или тетради до глаз не менее 30–35 см. Не допускать низкого наклона головы за столом!

4.Активная зрительная нагрузка (чтение, письмо, рисование) каждые 20–30 минут должна прерываться на 10–15 минут на физическую активность или смену зрительной деятельности (посмотреть вдаль, закрыть глаза, походить и т.д.).

5.Обязательно должен быть зрительный отдых в течение 1–1,5 часа после классных занятий перед выполнением домашних заданий!

6.Книги должны быть напечатаны на качественной бумаге с крупным текстом, яркими иллюстрациями. Избегать книг с мелким шрифтом, без иллюстраций, бледными буквами и картинками.

7.Во время чтения и письма необходимо чаще моргать. Проще это делать в конце каждой строки!

8.Для снятия зрительного напряжения в конце каждого абзаца полезно закрывать глаза на 1–2 секунды или посмотреть вдаль на какой-либо предмет.

III. Правила «общения» ребенка с компьютером.

1. Офтальмологи не рекомендуют разрешать детям дошкольного возраста пользоваться компьютером. Если в семье есть наследственная предрасположенность к близорукости, то необходимо быть категоричными и не разрешать ребенку проводить время за компьютером. Ученикам первого и второго класса постепенно можно разрешать сидеть за компьютером по 15–20 минут, детям старше 10 лет до 1,5 часов в день.

2. Мебель должна быть подобрана по росту ребенка.

3. Экран монитора оптимально должен находиться на расстоянии 60–70 см от глаз ребенка (не ближе 50 см).

4. Через каждые 25–30 минут работы следует делать перерывы на 5–10 минут, в течение которых обязательны упражнения для снятия зрительного напряжения и какая-либо физическая активность.

5. Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием.

IV. Правила «общения» ребенка с телевизором.

1. Маленьким детям до двухлетнего возраста не рекомендуется смотреть телевизор. Детям от двух до семи лет нельзя разрешать смотреть телевизор дольше 40 минут в день, старше семи лет – более 1,5 часов в день.

2. Наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при чрезмерном приближении глаз к экрану телевизора. Не следует смотреть телевизор в положении лежа или сидя на полу.

3. При просмотре телевизора необходимо создать адекватное освещение в комнате

V. Виды физической активности, способствующие сохранению зрения и профилактике близорукости.

Ребенок обязательно должен много двигаться и проводить хотя бы 1,5–2 часа в день на улице, для того чтобы иметь возможность смотреть вдаль.

Физическая активность снимает зрительное утомление, улучшает кровоснабжение тканей глаза, способствует профилактике близорукости и препятствует ее прогрессированию. Для сохранения хорошего зрения полезны такие виды спорта, как плавание, лыжи, коньки, бадминтон, теннис, волейбол и футбол.

VI. Рацион питания школьника, способствующий сохранению зрения. Большое значение для хорошего зрения имеет правильное сбалансированное питание, содержащее достаточное количество витаминов, особенно А, С и группы В.

Источник: http://svis-cge.grodno.by/2018/09/20/den-zdorovja-shkolnikov-profilaktika-narushenija-zrenija/


  Профилактика нарушений зрения у школьников

      Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

  Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора - наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый - близорукий. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

   Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

   Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

      Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

      Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации. Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

  Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость.

      Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

     Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

   С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций. Профилактика нарушений зрения подразделяется на первичную -предупреждение возникновения нарушений зрения и вторичную -предупреждение прогрессирования уже имеющихся нарушений зрения.

Профилактические мероприятия

по предупреждению нарушений зрения у школьников.

     Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника - построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время .В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям, четыре урока ежедневно - непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения. Исследования показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.

   Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

   Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс-единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

     В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

      На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

     Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

   Необходимо регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

       Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школе и в домашних    условиях.

   При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.

      Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.

      Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

    Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всем их культурном значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремится к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизионные передачи не увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовали отдыху детей.

    Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач офтальмолог во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. Но лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.

  Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях. Напряжение зрения объясняется не какой-то особой спецификой телевидения, а скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать дополнительной нагрузкой на зрение. Нужно помнить, что с возрастом непрерывно совершенствуется работа зрительного аппарата (это связано с ростом и развитием самого школьника). В период роста, как вы уже знаете, орган зрения легко поддается различным влияниям, благоприятным и неблагоприятным. Многие врачи считают, что близорукость возникает и развивается вследствие длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии, особенно выполняемой при плохих условиях освещения. У детей же нагрузка на зрение увеличивается из года в год. И с этим нельзя не считаться. Зрительная работа у детей младшего школьного возраста 5—7 ч в день (30—42 ч в неделю), у школьников среднего и старшего возраста еще больше — 8—10 ч в день (48—60 ч в неделю).

     Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране.

    Экспериментальные исследования показали, что наибольшее утомление и напряжение зрения у людей возникает при слишком близком расположении к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. В семье каждый имеет свое излюбленное место перед телевизором. Вот лучше всего и расположиться удобно в кресле, на стуле (обратите внимание, они не должны быть слишком мягкими), на расстоянии не ближе 1-2 м от черно-белого телевизора и 2-3 м от цветного. Сидеть дальше 5-5,2 м от телевизора не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение.

     Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность и возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты — глаза быстро устают.

     Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т. п., не находящимся в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

 Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

 Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия. Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии, а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости. Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

  Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

     Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

    Только при совместном действии врачей, учителей и родителей, можно сохранить или предотвратить нарушения зрения.

источник: http://sch26.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=74741

свернуть

ИНФОРМАЦИЯ О ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ И ПРАВИЛАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МЕБЕЛИ

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника. Так, у новорожденного он имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба — шейного лордоза — начинается вскоре после рождения под воздействием мышц, когда малыш поднимает голову. Второй изгиб - грудной кифоз — формируется, когда ребенок начинает стоять и ходить. Процесс формирования осанки дополняется увеличением угла наклона таза и формированием третьего изгиба — поясничного лордоза (чем больше таз наклонен вперед, тем сильнее выражен поясничный лордоз), а начиная с трех-четырех лет — образованием арочной формы костей стопы.

В дошкольном и школьном возрасте осанка у детей еще неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Эти особенности определяются множеством факторов: ростом, массой тела, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушении опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют неполноценное питание, общее неудовлетворительное состояние здоровья, загрязнение окружающей среды, хронические и острые заболевания, индивидуальные особенности характера и смена настроения. Но больше всего вредят позвоночнику ребенка плохое физическое развитие и невнимательное отношение родителей к формированию правильной осанки.

Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку в первый раз скажут: «Не бегай! Сиди спокойно!» Для того чтобы мышцы развивались, они должны работать, тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц находиться без движения ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если приходится находиться в одной и той же позе дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, что приводит к формированию неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки.

Плохая осанка—это или проявление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз). Даже такая серьезная болезнь, как сколиоз, до поры до времени протекает без боли.

Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания. Чаще всего плохая осанка сочетается с недостаточным развитием мышц и снижением общего тонуса организма, а также с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением.

Как должно быть организовано рабочее место школьника дома

 · Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Для этого к спинке обычного стула можно привязать толстый-толстый слой пенопласта или поролона, прикрепить на нужном расстоянии лист фанеры и т. д.

· Чтобы сидеть было еще удобнее, на уровне вершины поясничного лордоза к спинке стула следует прикрепить небольшой мягкий валик. Тогда при опоре на спинку стула спина сохраняет естественную форму.

· Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от массы рук, тогда поверхность тетради находится от глаз на оптимальном расстоянии — 30—35 см. Для проверки можно поставить локоть на стол и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза. Какие ножки у мебели при этом подпиливать, а какие и как удлинять и что подложить на сиденье стула — думайте сами.

· Можно не пилить мебель и не возиться с листами фанеры, а купить дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах, у которого вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки.

· Под ноги ребенка поставьте скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе и не поднимались кверху. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра — лежать на сиденье, принимая на себя часть массы тела.

· Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки. Это позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.

· Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.

· Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Грудь должна быть почти вплотную приближена к столу, локти располагаться симметрично и опираться на стол, тетрадь надо повернуть примерно на 30°, чтобы ребенку не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше. Можно и даже желательно опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок.

· Время от времени ребенок должен немного менять позу (в пределах правильной). Через каждые 30—45 мин. занятий следует встать и 5—10 минут подвигаться.

· Следите, чтобы у ребенка не возникала привычка сидя класть ногу на ногу, подворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть боком к столу и т. п. Современное человечество ведет сидячий образ жизни, и привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник, так же необходима и полезна, как привычка чистить зубы.

· Ребенок должен полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, пластических веществ, микро- и макроэлементов, витаминов и др.

· Ребенку следует спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с невысокой, желательно специальной ортопедической подушкой — тогда нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться и во время сна. Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком.

· После уроков школьнику, особенно ученику младших классов, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы могли расслабиться и отдохнуть.

· Читать в постели можно, но осторожно. Необходимы хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует.

· Нельзя носить сумку, даже легкую, на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, а еще лучше носить ранец или модный рюкзачок.

· Ребенку необходимо больше двигаться и хотя бы по 20—30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки — это прекрасно, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. Перечислять, как каждый из видов спорта может повредить позвоночнику, мы не будем. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы.

Самое главное средство профилактики и самый необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника — это выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это очень трудная задача, и не столько для ребенка, сколько для родителей. Сама по себе хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях у совершенно здорового, переполненного энергией, физически гармонично развитого ребенка. Всем остальным (то есть всем детям до одного) необходимо:

•  обеспечить условия для формирования правильной осанки, прежде всего — выполнение перечисленных выше мер профилактики ее нарушений и хорошее общее физическое развитие;

•  знать, что такое правильная осанка, как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться;

•  сознательно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор — позвоночнику;

•  доводить навык соблюдения правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений — их в арсенале лечебной физкультуры очень много.

Для любой работы, в том числе для занятий физкультурой и для сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Как ее обеспечить — уговорами, системой премий и штрафов — решайте сами. Дети — существа несознательные, и без постоянного родительского контроля хорошей осанки у них не будет. Диагноз «плохая осанка» можно не глядя ставить любому, но все-таки желательно обратиться к ортопеду и врачу лечебной физкультуры. Точный диагноз и квалифицированные советы специалистов помогут правильно организовать лечение.

источник: МІНІСТЭРСТВА АХОВЫ ЗДАРОЎЯ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

свернуть

Осторожно: КЛЕЩИ!

поделиться в: