Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Солигорского райисполкома
Государственное учреждение образования
Погостская средняя школа Солигорского района
Рекомендации психолога родителям
по предотвращению и профилактике суицидального поведения
«Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь – это дар, его надо ценить…»
Рекомендации психолога родителям
по предотвращению и профилактике суицидального поведения
Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?
"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.
Признаки депрессивных реакций у подростков
Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки). Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка.
С целью профилактики суицидов родителям необходимо:
В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:
ВСЕГДА ПОМНИТЕ! Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы...
Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:
Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки
1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что ...?»
3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?
5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии
Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.
«Возможно в этом мире ты всего лишь человек,
но для кого-то ты весь мир!»
Памятка родителям от детей «Услышьте нас!»
Если жизни ребенка ничего не угрожает, основные задачи учителя при взаимодействии с ребенком, находящимся в кризисном состоянии, – прояснить ситуацию, убедиться, что ребенок находится в безопасном окружении, и при необходимости мотивировать на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу или иным специалистам). Будьте внимательным слушателем. Не давайте советов. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав ребенка и дав ему возможность выразить свои эмоции. Даже если вы просто молча посидите с ним, это будет доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
При беседе с ребенком необходимо придерживаться следующих правил:
Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии.
Если ребенок говорит: «Ненавижу учебу, школу, учителей, родителей и т. п.»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
- «С кем ты можешь поговорить, когда тяжело на душе?»;
- «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?»;
- «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?»
Нерекомендуемые варианты ответа:
- «Когда я был (а) в твоем возрасте…»;
- «Не ленись, займись делом!»
Если ребенок говорит: «Я расстроен, все кажется таким безнадежным…»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
- «Люди могут испытывать разные эмоции, могут быть подавлены, грустить. Наши чувства и эмоции подают нам сигнал о том, что что-то происходит. Когда человек чувствует безнадежность, можно подумать, какие проблемы у него есть и какую из них надо решить в первую очередь»;
- «Иногда мы чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
Нерекомендуемые варианты ответа:
- «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»;
- «Ты ведь живешь гораздо в лучших условиях, чем другие дети. Тебе бы следовало благодарить судьбу»;
- «Хватит ныть».
Если ребенок говорит: «Я совершил ужасный поступок…»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
- «Давай сядем и поговорим об этом»;
- «Я готов(а) тебя поддержать, если ты захочешь»;
- «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации».
Нерекомендуемые варианты ответа:
- «Надо было сначала думать, потом делать!»;
- «Что посеешь, то и пожнешь!».
Если ребенок говорит: «Всем было бы лучше без меня!»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
- «Кому именно?»;
- «На кого ты обижен?»;
- «Ты очень много значишь для нас, меня очень беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?».
Нерекомендуемые варианты ответа:
- «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
Если ребенок говорит: «Вы не понимаете меня!»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
- «Что я сейчас должен/должна понять? Я действительно хочу это знать. Для меня это важно»;
- «Что бы помогло тебе прямо сейчас почувствовать себя лучше?».
Нерекомендуемые варианты ответа:
- «Я очень хорошо тебя понимаю»;
- «Кто же может понять современных детей? Мы были другие».
Если ребенок говорит: «А если у меня не получится?»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
- «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»;
- «Случались ли уже в твоей жизни похожие ситуации? Как тебе тогда удавалось с ними справиться?».
Нерекомендуемые варианты ответа:
- «Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!».
Признаки (индикаторы) суицидального риска.
Мифы и реальность о подростковом суициде
МИФ: «Те, кто говорят о самоубийстве, редко предпринимают попытку или совершают её». РЕАЛЬНОСТЬ: большинство подростков до совершения суицидальных попыток или самоубийств приводят важные словесные доказательства своих намерений. Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей.
МИФ: настоящее самоубийство случается без предупреждения. РЕАЛЬНОСТЬ: примерно 80% суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.
МИФ: «Тенденция к суициду наследуется». РЕАЛЬНОСТЬ: не существует достоверных данных о генетической предрасположенности к самоубийству. Тем не менее, предыдущий суицид в семье может быть деструктивной моделью для подражательного поведения. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении.
МИФ: «Ничего не могло бы остановить ее, если бы она уже приняла решение покончить с собой». РЕАЛЬНОСТЬ: большинство подростков, обдумывающих возможность самоубийства, разрываются между желаниями жить и умереть. Они хотят, чтобы их страдания закончились, и в то же время стремятся найти альтернативу или пути разрешения боли, но слишком часто их крик о помощи остается не услышанным друзьями, семьей и даже специалистами.
МИФ: «Суицидальные подростки являются психически больными». РЕАЛЬНОСТЬ: большинству молодых людей, предпринимающих попытку самоубийства, не может быть поставлен диагноз психического заболевания, хотя, естественно, хроническая душевная болезнь повышает риск самоубийства. Многие совершающие самоубийство не страдают никакими психическими заболеваниями.
МИФ: «Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом». РЕАЛЬНОСТЬ: одна из основных проблем суицидального поведения заключается в опасности повторения: около 40% молодых людей, пытающихся расстаться с жизнью, уже имели, по меньшей мере, одну попытку; чем моложе субъект, тем больше опасность рецидива в течение года после суицидальной попытки.
МИФ: «Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить» РЕАЛЬНОСТЬ: Большинство суицидентов вынашивают свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.
МИФ: «Все самоубийцы – депрессивные люди, поэтому помощь им может только врач». РЕАЛЬНОСТЬ: не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, Любого типа характера, с любыми наклонностями.
МИФ: «Самоубийственное заражение». РЕАЛЬНОСТЬ: все, кто, причастен к проблеме детских суицидов, знают: самоубийство – «заразное явление», особенно среди подростков. Подростки внушаемы, и если в школе была серьезная попытка самоубийства, в особенности – завершенная, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попыток.
МИФ: «Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается так же, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего». РЕАЛЬНОСТЬ: в действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.
МИФ: «Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на «суицидальные» темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе». РЕАЛЬНОСТЬ: на самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его совершить суицид. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Суицидальные мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть суицидальноопасными.