ШКОЛА-ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ

Проект «Школа – территория здоровья»

 


Проект «Школа – территория здоровья»

Цель: формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному и физическому здоровью как к важнейшей духовно-нравственной ценности; создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, учащихся и их законных представителей к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

  • Обеспечение благоприятной окружающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, обеспечивающей формирование навыков здорового образа жизни.
  • Создание условий для формирования у учащихся потребности в сохранении собственного здоровья.
  • Воспитание ответственности учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих.
  • Формирование мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонений и ухудшений в состоянии здоровья и дезадаптации в обществе.
  • Повышение информированности учащихся, законных представителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков.
  • Укрепление связей с законными представителями, активное их привлечение к работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся
  • Активное привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья иных заинтересованных организаций и специалистов.
  • Развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Ожидаемые результаты от реализации проекта

В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:

- повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике заболеваний (определение путем проведения анкетирования);

- улучшения показателей здоровья: снижение заболеваемости ОРВИ; отсутствие динамики распространенности школьных обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки); увеличение численности учащихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья. 

Концепция проекта

Изучение феномена здоровья человека открывает поразительные противоречия человеческой природы: 1) люди хотят быть здоровыми и мало что для этого делают; 2) знают, что следует делать для улучшения здоровья и не делают; 3) знают, чего не следует делать для сохранения здоровья и продолжают это делать; 4) дают другим советы, как быть здоровыми, которым сами не следуют; 5) идут лечиться к врачам и часто им не доверяют; 6) желают друг другу здоровья и совершают действия, разрушающие здоровье тех, кому они его недавно желали; 7) просят совета, но, получив его, ему не следуют; 8) чаще всего имеют представление о здоровом образе жизни, а «здоровую» жизнь не ведут. Наряду с обозначенными антиномиями можно наблюдать и противоречия другого порядка: 1) XX и начало XXI века характеризуются, с одной стороны, значительным прогрессом медицинской науки и практики, а с другой стороны, резким ухудшением здоровья населения цивилизованных стран; 2) медицина «побеждает» одни болезни, однако на смену им тут же «приходят» другие, более грозные, причинная обусловленность которых зачастую выходит далеко за рамки биологической природы человека. Все это, по-видимому, можно считать причиной недостаточно полной разработки в XX веке понятия «здоровый образ жизни», которое в настоящее время получило широкое распространение и активно употребляется как в науке, так и в обыденной жизни.

Принято считать, что здоровье человека определяется, по крайней мере, четырьмя факторами:

1) генетической конституцией человека;

2) состоянием окружающей его природной и социальной среды (в том числе и уровнем материального благополучия общества);

3) образом жизни (и в том числе уровнем культуры и образованности человека);

4) уровнем развития медицинской науки и практики. 

Это позволяет сделать ряд выводов. Согласно первому, больное поколение не может воспроизвести здоровое потомство; согласно второму, людям следует пользоваться благами природы, помня о своей принадлежности к ней, и согласно третьему выводу, людей, а особенно детей можно и нужно учить быть здоровыми через воспитание соответствующего поведения и целенаправленное формирование у них положительной установки на активное поддержание своего здоровья в течение всей жизни. Решение данной глобальной задачи возможно при наличии специального общественного института. Считается, что таким институтом для человека в первую очередь является семья, условия проживания в которой обеспечивают ему воспитание навыков поддержания здоровья. Однако содержание этих навыков ограничивается, как правило, выполнением общепринятых гигиенических процедур, обеспечивающих уход за телом. Отсюда можно заключить, что современная семья в малой степени готова к решению проблемы здоровья детей. Причины этого видятся, во-первых, в недостаточной, чаще всего ограниченной только медицинскими аспектами компетентности родителей в вопросах здоровья; во-вторых, в отсутствии в обществе, и в том числе в семье, среды, которая бы обусловливала именно здоровый образ жизни; и, в-третьих, в отсутствии в обществе механизмов, обеспечивающих гарантированное формирование у индивидов потребности в здоровом образе жизни.

Таким образом, очевидно социальное противоречие между общественной значимостью индивидуального здоровья каждого человека как определяющего условия развития общества и недостаточной деятельностной активностью личности в укреплении своего здоровья, что является фактором, тормозящим это развитие.

Следовательно, для разрешения данного противоречия необходимы действия, направленные на формирование положительного отношения личности к своему здоровью как условию его полноценной, то есть счастливой и успешной жизни, а также важна целесообразная система обучения человека, и в первую очередь растущего, здоровому образу жизни.    В современных условиях такая система обучения может быть обеспечена в рамках школы, через которую проходит сегодня преобладающее большинство детей. Кроме того, со школой связан практически и каждый взрослый, если он является родителем. Причем длительность этой связи определяется временем обучения в школе его детей. Данный факт позволяет школе ставить и решать задачи аналогичного обучения и по отношению к родителям, дети которых являются ее учащимися.

В основе педагогического проекта лежат следующие принципы и подходы:

Аксиологический подход, предполагающий изменения мировоззренческих установок участников, как в личностной, так и профессиональной сферах, рассматривающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из главных ценностей человеческого бытия.

Деятельностный подход, позволяющий выстроить необходимую практическую деятельность учителя и учащегося через активные формы обучения и воспитания и активное взаимодействие и направленную на реализацию здоровьесберегающего   образовательного   процесса;

Системный подход, который рассматривает образовательное учреждение как управляемую систему и позволяет организовать необходимые, задаваемые целеполаганием изменения в образовательном процессе для реализации здоровьесберегающей направленности через создание педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное управление элементами системы на основе мониторинга получаемых результатов, что позволяет   оценивать   эффективность   достижения   поставленных целей.

Реализация проекта «Школа- территория здоровья» может стать существенным вкладом в развитие здоровьесберегающих идей и практики их реализации в образовательных учреждениях нашего города.

 

поделиться в: