Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Солигорского райисполкома
Государственное учреждение образования
Погостская средняя школа Солигорского района
Алгоритм
действий педагогов и воспитателей государственного учреждения образования «Погостская средняя школа Солигорского района» при оказании первой доврачебной помощи обучающимся в учреждении образования
Каждый работник должен уметь оказать пострадавшему первую доврачебную помощь.
Условиями успеха при оказании первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях является умение оказывающего помощь и быстрота его действий.
Первая (доврачебная) помощь – комплекс простейших срочных мероприятий для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае или внезапном заболевании, проводимых на месте происшествия самим пострадавшим (самопомощь) или другим лицом, находящимся поблизости (взаимопомощь).
При возникновении недомогания или получения травмы можно обратиться в медицинский кабинет. При обращении необходимо сообщить свои данные (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), год рождения, адрес), а также место и время получения травмы.
Прежде, чем оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему, необходимо оценить ситуацию и определить:
что произошло;
что явилось причиной происшедшего;
существует ли угроза Вашей личной безопасности;
обратиться к медперсоналу учреждения или вызвать скорую медицинскую помощь.
можно ли кого-нибудь привлечь для оказания помощи.
Если в ходе оценки ситуации установлено, что существует угроза Вашей личной безопасности – прекратить оказание первой (доврачебной) помощи, вызвать скорую медицинскую помощь.
Если сохраняется угроза здоровью (жизни) пострадавшего, необходимо:
Обеспечить безопасность на месте происшествия:
устранить источники опасности;
если устранить источники опасности самому не представляется возможным, позвать кого-либо на помощь;
если устранить опасность нельзя, необходимо переместить пострадавшего в безопасное место с разрешения медицинского работника. Делать это нужно крайне осторожно.
Оценить состояние пострадавшего (пострадавших):
оценить наличие признаков сердечной деятельности (пульсации на артериях шеи),
оценить дыхание (отсутствие потока воздуха из носа или рта пострадавшего) и потеря сознания.
Признаки ушибов:
боль и припухлость воздействия травмирующего предмета;
кровоизлияние в поврежденные ткани, что в последующем проявляется в виде синяка или обширного кровоподтека. При обширных ушибах постепенно может нарушиться функция поврежденного органа.
Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи:
Общими характерными признаками переломов костей являются:
сильная боль в момент травмы и после нее;
изменение формы и укорочение конечностей;
появление отечности, деформации и патологической подвижности в месте повреждения;
иногда перелом сопровождается повреждением крупных сосудов или нервов, что ведет к образованию обширной гематомы мягких тканей, побледнению, похолоданию мягких тканей, потере их чувствительности.
Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи:
Порез – это нарушение целостности кожных покровов и мягких тканей, которое может сопровождаться кровотечением.
Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи:
Удушение может развиться при попадании и полной или частичной закупорке пищей или инородными телами верхних дыхательных путей.
Признаки закупоривания дыхательных путей:
отсутствие полноценного дыхания, кашель;
неспособность говорить;
посинение кожи лица, набухание сосудов шеи.
Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи:
Применение метода Геймлиха:
Для удаления инородных тел из дыхательных путей ребенка младшего возраста необходимо повернуть его на живот и несильно похлопывать его по спине между лопатками ладонью, пока дыхательные пути не будут освобождены.
Остановка кровотечения – это меры, направленные на остановку потери крови.
Капиллярное кровотечение возникает при поверхностных ранах, ссадинах, неглубоких порезах. Кровь при таком кровотечении темная, выступает в виде «капельках росы» или течет медленно, без пульсации.
Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи:
Артериальное кровотечение возникает при повреждении артерии. Кровь изливается алой пульсирующей струей, смертельная кровопотеря может развиться за несколько минут.
Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи:
Венозное кровотечение возникает при повреждении вены. Кровь изливается равномерной струей темного цвета. При ранении вены, расположенной рядом с крупной артерией, возможно прерывистое изливание крови, как при артериальном кровотечении. При поражении крупных вен венозное кровотечение также может быть смертельно опасным, если вовремя не принять необходимые меры.
Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи:
Ожог - это повреждение тканей организма под воздействием внешних повреждающих агентов.
В зависимости от причины (действующего фактора), выделяют термические, химические, электрические, лучевые, сочетанные ожоги.
Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи:
Обморок – это внезапная потеря сознания, обусловленная временным нарушением мозгового кровотока, которое может быть спровоцировано эмоциональной перегрузкой, испугом, нахождением в душном помещении, резким падением уровня сахара в крови и др.
Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи:
Солнечный удар – это расстройство работы головного мозга, вызванное длительным пребыванием на солнце.
Основные симптомы: головная боль, слабость, шум в ушах, тошнота, повышение температуры тела, рвота.
Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи:
Переохлаждение (гипотермия) – это понижение тела человека ниже нормы, необходимой для поддержания нормального обмена веществ. Переохлаждение нередко сопровождается обморожением – повреждением и омертвлением тканей организма под воздействием низких температур. Особенно часто встречаются обморожение пальцев рук и ног, носа и ушей – частей тела с пониженным кровоснабжением.
Основные симптомы: чувство холода; покалывание в обмораживаемой части тела, затем –онемение и потеря чувствительности.
Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи:
Отравление – это расстройство жизнедеятельности организма, возникшее из-за попадания в него яда или токсина.
Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи:
Пострадавшего следует усадить, расстегнуть ему ворот, ввести в нос кусок ваты или марли, смоченной 3%-м раствором перекиси водорода, сжать пальцами крылья носа на 4–5 минут, положить на переносицу холодную примочку.
После возвращения с прогулки в парке или лесополосе необходимо осмотреть себя (руки, ноги, живот, грудь) и друг друга (спина) на предмет наличия присосавшегося клеща. В случае обнаружения клеща – немедленно обратитесь в поликлинику по месту жительства и следуйте указаниям врача.
Если ужалила пчела (оса, шершень) необходимо аккуратно удалить жало с участка укуса. Участок укуса следует осторожно обработать ватным тампоном, смоченным в медицинском спирте или в антисептике. В целях устранения зуда и признаков воспаления необходимо нанести на ранку немного преднизолоновой (гидрокортизоновой или антигистаминной) мази. Для снятия отека нужно приложить к участку лед.
Если наблюдаются легкие головные боли или тошнота, следует принять антигистаминные препараты (лоратадин, супрастин) и нестероидные противовоспалительные препараты (ибупрофен). Рекомендуется обильное питье и отдых.
В случае появления общей реакции (рвота, температура, слабость, обморок, шок) следует в срочном порядке обратиться к врачу.
Если укусил комар участок укуса нужно обработать ватным диском, смоченным в спирте или антисептике. На ранку нужно нанести мазь, которая устраняет зуд (преднизолон, гидрокортизон, антигистаминная мазь).
Приложение 2
к приказу директора
Перечень мест хранения аптечек
для оказания первой помощи работникам и обучающимся
Номер аптечки |
Место хранения |
Аптечка первой помощи № 1 |
Вахта, 1 этаж |
Аптечка первой помощи № 2 |
Кабинет химии, биологии |
Аптечка первой помощи № 3 |
Кабинет группы продленного дня |
Аптечка первой помощи № 4 |
Кабинет технического труда |
Аптечка первой помощи № 5 |
Кабинет обслуживающего труда |
Аптечка первой помощи № 6 |
Кабинет информатики |
Аптечка первой помощи № 7 |
Спортивный зал |
Аптечка первой помощи № 8 |
Пищеблок |
Приложение 3
к приказу директора
СПИСОК
ответственных лиц за хранение и комплектацию
аптечки первой помощи согласно перечню мест хранения аптечки
№ аптечки |
ФИО ответственного |
Должность ответственного |
Аптечка первой помощи № 1 |
Ешану Л.М. |
Заведующий хозяйством |
Аптечка первой помощи № 2 |
Лосик Ж.И. |
Учитель биологии и химии |
Аптечка первой помощи № 3 |
Белько А.Н. |
Воспитатель группы продленного дня |
Аптечка первой помощи № 4 |
Поленок В.П. |
Учитель технического труда |
Аптечка первой помощи № 5 |
Мамчиц С.Л. |
Учитель обслуживающего труда |
Аптечка первой помощи № 6 |
Ярмошук Н.Н. |
Учитель информатики |
Аптечка первой помощи № 7 |
Поленок В.П |
Учитель физической культуры и здоровья |
Аптечка первой помощи № 8 |
Балыко В.Г. |
Кладовщик |
Приложение 4
к приказу директора
Правила использования изделий медицинского назначения при оказании первой помощи
а) при оказании первой помощи все манипуляции выполнять в медицинских перчатках. При наличии угрозы распространения инфекционных заболеваний использовать маску медицинскую;
б) при артериальном кровотечении из крупной (магистральной) артерии прижать сосуд пальцами в точках прижатия, наложить жгут кровоостанавливающий выше места повреждения с указанием в записке времени наложения жгута. Наложить на рану давящую (тугую) повязку;
в) при отсутствии у лица, которому оказывают первую помощь, самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание;
г) при наличии у пострадавшего раны наложить давящую (тугую) повязку, используя для этого стерильные салфетки, бинты или пакет перевязочный стерильный.
При отсутствии кровотечения из раны и отсутствии возможности наложения давящей повязки наложить на рану стерильную салфетку и закрепить её лейкопластырем.
При микротравмах использовать лейкопластырь бактерицидный;
д) при попадании на кожу и слизистые биологических жидкостей использовать салфетки антисептические из бумажного текстилеподобного материала стерильные спиртовые.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Субъекты профилактики |
Функции субъектов профилактики |
Комиссия по делам несовершеннолетних Координационный совет Управление по образованию Солигорского райисполкома ГУО «Социально-педагогический центр Солигорского района» Солигорский РОВД Солигорский ГРОЧС Солигорская ЦРБ Солигорский психоневрологический диспансер ГУ «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения» Зажевичский и Чижевичский сельские исполнительные комитеты Учреждения образования |
Решение вопросов в рамках компетенции органов согласно законодательству Республики Беларусь |
Руководство учреждения образования |
Организация работы по профилактике правонарушений и преступлений; Координация всех участников образовательного процесса |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог социальный |
Совет профилактики Взаимодействие с межведомственными организациями Консультации Взаимодействие с семьей Правовое просвещение Профилактические мероприятия |
Классные руководители |
Беседы Информационные и классные часы Организация внеурочной, внеклассной, досуговой занятости Первичная диагностика Взаимодействие с несовершеннолетними и семьями |
Алгоритм взаимодействия сотрудников правоохранительных органов и педагогических работников учреждений образования при выявлении обучающихся, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества
Основные признаки потребления наркотиков:
заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды;
бледность, землистый цвет или покраснение лица, одутловатость, сальный цвет;
чрезмерно широкие или узкие зрачки;
круги под глазами;
сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос;
сухость губ или повышенное слюноотделение;
потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель;
появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя);
следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки);
появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных), свертков, в том числе из фольги, полиэтиленовых пакетиков с «замками», желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, ампул, сухих частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с сильным запахом;
появление таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов;
сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее;
неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии;
вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельные движения;
Порядок действий педагогов при обнаружении наркотиков:
при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;
предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту;
после предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;
по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;
внимательно следите за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставляйте его в помещении одного;
нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства;
не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью;
в последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы;
2. При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации:
если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи тел. 103), информировать родителей либо лиц их заменяющих и работников милиции;
при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный ОВД;
в случае появления сведений, не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо инспекции по делам несовершеннолетних.
В помощь педагогу:
Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:
как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);
предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);
с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;
позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.
Следует помнить!
Один наркоман способен втянуть в зависимость порядка 10 человек!
Алгоритм действий специалистов учреждения образования по каждому факту самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждений образования, в том числе интернатных, из семьи
Настоящий алгоритм определяет порядок действий органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определенных Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-з «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из интернатного учреждения или из семьи.
1.1. Сотрудник учреждения образования при обнаружении факта самовольного ухода несовершеннолетнего незамедлительно должен принять меры по самостоятельному розыску несовершеннолетнего.
В случае если принятые меры по розыску не дали положительных результатов сотрудник обязан немедленно поставить в известность руководителя учреждения.
Руководитель в течение 30 минут с момента установления самовольного ухода по телефону сообщает в дежурную часть территориального РУ-ГО-РОВД после чего лично обращается с письменным заявлением.
В случае самовольного ухода несовершеннолетнего, находящегося на полном государственном обеспечении, в интернатном учреждении, либо замещающей семье руководителем (опекуном) незамедлительно направляется сообщение в органы опеки и попечительства. Заявление о самовольном уходе несовершеннолетнего из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дежурную часть органов внутренних дел подается руководителем учреждения образования, органом опеки и попечительства, либо лицом, являющимся опекуном или попечителем.
Справочно. При сообщении в дежурную часть о самовольном уходе необходимо указать следующие данные: фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего, дата рождения, рост, цвет глаз, волос, во что был одет, что при себе имел, сведения о родителях, знакомых и родственниках, адреса их проживания, имеющиеся номера телефонов, дату и время самовольного ухода, принятые меры по его розыску и их результаты, возможные причины ухода.
После регистрации письменного заявления о розыске несовершеннолетнего в отделе внутренних дел необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, подтверждение о регистрации заявления.
1.2. в течение 2-х часов руководитель учреждения образования информирует отдел образования, спорта и туризма о самовольном уходе воспитанника;
1.3. руководители учреждений незамедлительно сообщают в отдел внутренних дел об открывшихся новых обстоятельствах розыска, о поступлении информации от родителей несовершеннолетних, самовольно покинувших семью, учреждение и т.д.;
1.4. при установлении несовершеннолетнего, при необходимости, ему оказывается психологическая помощь;
1.5. по каждому факту самовольного ухода проводится социальное расследование;
1.6. при необходимости (наличии оснований) готовится служебная записка на имя директора учреждения по устранению причин самовольных уходов и принятию мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам, допустившим упущения в работе, способствовавших самовольному уходу несовершеннолетнего;
1.7. вопрос о самовольном уходе и причинах послуживших рассматриваются на заседании совета профилактики, при необходимости принимается решение о постановке несовершеннолетнего на внутриучрежденческий контроль, либо о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении.
1.8. учреждение образования ежемесячно (не позднее 02 числа месяца, следующего за отчетным) представляют в отдел образования, спорта и туризма информацию о самовольных уходах несовершеннолетних, анализ их причин и принятых мер;
1.10. отдел образования, спорта и туризма анализирует поступившую информацию о самовольных уходах несовершеннолетних из учреждений образования и ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) направляют сведения в управление образования облисполкома с комплексом профилактических мер.
Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления сексуального насилия над ребенком
При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо:
1. Учреждение образования:
- педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;
-руководителю учреждения образования - незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;
-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего.
Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно изъять ребенка из семьи.